В январе в Комсомольске-на-Амуре прошли «Малые Рождественские чтения: Через Веру к Победе», в которых приняли участие десятки школьников. Приз от Амурской епархии за работу «О чем рассказала трудовая карточка» получил ученик 9 «Б» класса МОУ СОШ №18 Петров Сергей. Он рассказал о судьбе малолетнего узника немецкого концлагеря, комсомольчанина Платона Павловича Приступчика и его матери Ефросиньи Ивановны. Работа выполнена под руководством педагога Колесниковой А.А. Приводим здесь фрагменты этой работы.
О чем рассказала трудовая карточка.
От тех страшных лет у Платона Приступчика сохранился лишь один документ - «Arbaitskarte» - материнская трудовая карта с отпечатками ее пальцев. Немецкий документ. По-русски лишь одна надпись: «Владельцу сего разрешается выход из помещения единственно ради работы». Сегодняшним детям невозможно даже представить это.
До войны семья жила в деревне Ляхчицы в 15 километрах от Бреста. Как попали в плен и где находился лагерь, Платон не помнит. Когда началась бомбежка, ему было полтора года и он лежал в шали у матери за спиной. В «Arbaitskarte» отметки – Польша, Белград, Карлов Бад – пересыльные пункты. Возможно, сам лагерь был где-то недалеко от Дрездена. Платон Павлович припоминает разговор матери с вернувшимся после войны односельчанином Поплавским. «А помнишь, Фрося, как ты в Дрездене во время бомбежки пряталась в трубе, которая проложена поперек дороги?»,-вспоминал тот. Сама мать вспоминать войну не любила.
Но в детской памяти Платона надолго осталось ощущение постоянного голода, привкус воды с брюквой или картофельными очистками, страх утомительных двухчасовых и более поверок после возвращения с работы и жуткая боль от обуви, выдаваемой пленникам. «Я и мама носили ботинки на деревянной подошве. Для носки они были непригодны, но другой обуви не было. Многие рабочие из пленных предпочитали даже в холода ходить босиком, чем терпеть боль. А мама все выносила». Платон Павлович со слезами вспоминает: «Мать говорила, что приходилось таскать тяжелые камни. Скорей всего, это был карьер. Если камень падал, надзиратель бил плеткой».
И еще один характерный эпизод, который мог бы дорого обойтись маленькому мальчишке. «Немецкий мальчик ест шоколад. Я не знал, что это такое. Набросился на мальчишку, отобрал. Вмешались взрослые, мама. Забрали шоколадку и отдали мальчишке. Так и не попробовал тогда шоколада. Но наказывать меня почему-то не стали».
Мать была набожным человеком. Молилась за сына. И, наверно, была услышана. Они выжили и дожили до Победы.
«Я уже помню это, мне шел пятый год. В Германии объявили Победу Советских войск. Пленные стали суетиться, кричать: «Ура! Победа!». Обнимались, плакали. Сбрасывали с себя одежду с номерами на груди». Такой номер 3364 был и у Ефросиньи Ивановны, и не только на одежде. Нестираемый – на руке.
Мать с сыном засобирались домой. Гражданской одеждой помогли разжиться простые немцы. Нелегкой была дорога. Вышли пешком в конце мая 1945, а пришли на родину в конце августа. Уже гречиху жали. Шли с молитвой. Добирались чаще пешком, реже на попутках. Попали однажды на какой-то немецкий опорный пункт. Здесь всех обыскивали, раздевая догола. «Вот тут-то я почувствовал реальный страх: «Раз не убили раньше, то теперь, наверняка, убьют!» Но и в этот раз Бог миловал мать с ребенком. Отпустили, еще и указали дорогу до Бреста.
И вот родное село. Дом, к счастью сохранился. «Главное, была крыша над головой. Лавка, мешок с сеном – вот и постель, простенькая, но такая дорогая, такая родная», - вспоминает ветеран. Сразу по возвращении домой, мать сыну сказала: «Ты, сынок, крещеный», и повела его в село Болота, привела в церковь, где крестила сына. После этого он сам не раз приходил сюда. Душа просила.
Вскоре и в доме в красном углу появилась икона, которую по традиции украсили вышитым полотенцем. Сын с матерью всегда молились перед едой и сном. Этот обряд мать сделала неотъемлемой частью их жизни. К храму и к священникам в селе относились с глубоким уважением. Здесь не понаслышке знали о том, как помогали они населению в лихие военные годы, укрепляя дух людей молитвой и переписывая сводки Совинформбюро, как лечили раненых, организовывали сбор одежды, обуви, продуктов для партизан, отпевали погибших. Здесь всегда помнили, как жгли священнослужителей, не оставивших своих прихожан, прямо в храмах.
Жизнь налаживалась. Ефросинья Ивановна первой вступила в колхоз, за что ее наградили телогрейкой. Появилась в хозяйстве корова, стали выращивать картошку. Портрет матери Платона висел на Доске Почета. «Мама готовила меня к школе, где-то взяла ситец с зелеными кубиками и сшила мне рубашку, брюки из грубой ткани, которую сама ткала на станке. Потом директор школы Свидунович организовал для меня другую одежду, обувь, хотя я до этого бегал босиком даже зимой. Учиться очень хотелось и нравилось».
Вновь концлагерь Платон увидел уже взрослым, когда служил в армии в Прибалтике. Это был «Девятый Форт», где немцы истребляли русскую интеллигенцию, и в том числе служителей православной церкви. Теперь это уже был мемориал. Но видеть его было очень тяжело.
Спустя время, судьба забросила Платона Павловича на Дальний Восток, в поселок Горин Солнечного района, где много лет он проработал вальщиком леса. Закончил свой трудовой путь ветеран в Комсомольске-на-Амуре на посту заведующего общежитием СМП-291.
Сегодня, размышляя о жизни матери и о своей жизни, Платон Павлович сам себе задает вопрос: «Что помогло выжить безграмотной, никому ненужной женщине с ребенком на руках?» И сам заключает: «Вера». И добавляет: «Знать, судьба такая».
Святой своей обязанностью ветеран и по сей день считает посещение храма, и не только по великим праздникам, и святым же делом он называет деятельность священнослужителей. Его жизнь в этом убедила.