ИЕРОМОНАХ АРСЕНИЙ (БАБАЕВ). О чем разговаривает на уроках со школьниками посёлка Циммермановка сельский священник.
Евангелие как учебник жизни
У нас в поселке за последние два года началось взаимное сотрудничество между Православной Церковью и средней общеобразовательной школой. Основой и началом для такого сотрудничества послужило соглашение, подписанное осенью 2013 года родителями и преподавателем курса ОРКиСЭ о том, что выбранный родителями предмет Основы Православной Культуры в 4 классе будут преподавать совместно два человека: школьный преподаватель и священник православной Церкви. В этой статье, спустя год первого опыта такого преподавания, излагаю для интересующихся читателей свое видение вопроса о том, что это дает прежде всего для самих учащихся. Уроки проводились на факультативной основе.
Забегая вперед, отвечу на собственный вопрос: интересен ли детям этот предмет? Да, и интерес этот неподдельный, давший в том числе толчок к открытию в сентябре 2014 года детской воскресной школы при храме.
Сегодня, в эпоху большого нравственного упадка и духовного кризиса, не меньше, чем 2000 лет назад, актуальны слова Христа, сказанные Апостолам - ученикам Христовым: "идите, научите все народы". Учить чему? Священнослужители Христовой Церкви на всех континентах земного шара, следуя заповеди "научите", передают миру необходимое знание о духовных законах жизни, возвещенное Самим Господом. Учить где? Обычно самые необходимые для жизни знания закладываются в школе. Воспитание же в человеке с детства тех или иных личностных качеств осуществляется главным образом в семье. Но ведь и воспитывающие родители тоже, в свою очередь, когда-то учились в школе. И это не один и не два года, это десять лет жизни! Вообще большинство из нас могут сказать: "десять лет я, как личность, проходил путь своего развития и становления, конечно, не только в семье, но и во многом - в школьном классе, в школьной среде". Поэтому мы сотни раз повсюду слышим понятие: "школьное образование". Наш народ в течение тысячи лет воспитывала, образовывала Церковь. Почему Церковь? Православие исторически является народообразующим и культурообразующим фактором для нашей страны. Наш народ в течение тысячи лет воспитывался в христианском мировосприятии. Необходимость сотрудничества Церкви и школы в деле образования подрастающих поколений обусловлена самим понятием развития полноценной личности, которое особенно сейчас является одним из ключевых понятий-ориентиров в учебном процессе. Ведь мы должны развивать не только умственные способности детей, не просто оттачивать их логику и память, делать учеников не просто эрудированными, обогащая их разными предметными знаниями. До школьника необходимо доносить высшие жизненные ценности и идеалы, чтобы в личности ребенка раскрывались все лучшие, светлые, добрые стороны. Как доносить? Это-то - самое трудное. По крайней мере, важно постараться, чтобы дети усвоили, что главный закон жизни и счастья - Любовь.
Эту добрую энергию, энергию неэгоистичной, несамозамкнутой любви он потом направит на окружающий мир. "Есть только одно место на земле, где мы не видим тени, и эта Личность - Иисус Христос. В Нем Бог открылся нам в самом ясном и понятном образе. Его я почитаю" (А.Эйнштейн). Общая задача школы и Церкви - максимально содействовать воспитанию неэгоцентричных детей, чтобы уже в первоначальной, еще даже не сформировавшейся иерархии их ценностей, материальные интересы изначально не доминировали, не подавляли духовно-нравственные, благородные, возвышенные стороны их личностей. Поэтому, разбирая в классе, например, произведения знаменитых русских писателей и поэтов XIX-XX вв., очень важно выстраивать пред взором школьника иерархию духовно-нравственных ценностей, которыми эти великие мыслители наполнили свои литературные произведения, ярко отразив в них христианские мотивы и образы, исходящие из Самого Евангелия. "Евангелие - книга человечества. Эта книга непобедима", - с непоколебимым убеждением писал Ф.М.Достоевский. Иными словами, евангельские духовные принципы вечны и абсолютны, они всегда работают, как работает любой естественный физический закон. Эти открытые человечеству векторы или ориентиры, уходящие в вечность и укорененные в понятии любви, - несокрушимая опора, источник мира и радости для человека, а потому - счастья. Духовно-нравственные и историко-культурные процессы неразрывно связаны между собой, так как положительное или отрицательное развитие второго напрямую зависит от первого. История показывает, что целые народы и государства вымерли из-за того, что потеряли свое человеческое достоинство, ту жизненную силу, которой является созидающая сила любви. И об этом надо говорить детям, о том, что мы - не каждый сам по себе, а единый народ и должны любить друг друга, заботясь каждый о другом, как о самом себе. Взаимопомощь, сострадание, жертвенность - вот главные параграфы учебника жизни под названием Евангелие.
Взаимосвязь материального и духовного
Из-за отсутствия у людей с детства хотя бы элементарного, но четкого представления о причинно-следственной связи между духовным и материальным, сегодня все более усиливается тенденция ухода от суровой реальности путем погружения в виртуальную реальность, наркоманию, алкоголизм. Православная Церковь, имея колоссальный двухтысячелетний опыт общения с людьми, утверждает, что, как бы ни била человека жизнь с ее жестокой реальностью, он может хранить внутри самого себя совершенно иную реальность, сохраняющую в сердце его мир и радость жизни даже при любых внешних потрясениях. Каждому еще со школы важно постараться донести основные духовные закономерности жизни. И здесь важно участие Церкви, раскрывающей значение и смысл каждого евангельского духовного закона. Так, к примеру, пол школьного урока мы посвятили такому понятию, как простота. Чем человек в своих мотивациях проще - тем он счастливее. Бескорыстная, наполненная добром простота в отношениях с другими людьми хранит в сердце человека мир и радость. Для лучшего усвоения этой истины детям предлагалось вспомнить фрагмент из какой-нибудь любимой сказки или реальной жизненной ситуации, где простодушие спасло от беды.
Не зная духовных законов, не ставя вопросов о смысле собственной жизни, человек будет идти либо путем усложнения, превращаясь в скептика, пессимиста, циника, либо впадет в гедонизм. Поэтому, изучая с детьми те или иные явления, процессы и тенденции всемирной и отечественной истории и культуры, для школьников в высшей степени важно давать хотя бы сколько-нибудь развернутую духовно-нравственную оценку происходящему в семье, обществе, государстве, в мире в целом. Такой навык усматривать причинно-следственную связь между, например, нравственным разложением общества и низким уровнем жизни общества, будет развивать в детях умение предвидеть худшие и гибельные пути жизни и не вставать на них. Миллионы ежегодных абортов и разводов тех, кто живет только для себя, - причина многих общественных бедствий; нервные расстройства, душевные заболевания тех, кто считал себя тем, чем, оказалось, он не является, - причина чуть ли не всех тяжелых физических заболеваний, таких, как рак или язва желудка; отсутствие стремления воплотить в жизни любовь через заботу хоть о малой пташке тех, кто ищет ухода от реальности из-за замкнутости на себе, - причина компьютерной, алкоголической или наркотической зависимости. Эту цепочку причинно-следственных связей между духовно-нравственным и материальным можно продолжать и продолжать. Ясно одно: естественные физические законы работают и без нас, сами по себе; человеческие законы (уголовный, административный, гражданский и др.) работают под страхом наказания за преступление против них, но страх наказания работает только там, где это прописано в определенных юридических статьях. Зато внутри нас, с первой - до последней секунды земной жизни, действует внутренний нравственный закон, вложенный в сердца всех людей, "о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую..." (Рим. 2:14,15). "Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас" (И.Кант). Об этом ли умалчивать перед теми, кому мы даем школьное, то есть общее образование? То, что стало принято называть золотым правилом этики (нравственности): "Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе", еще 2000 лет назад произнес Христос, Который Сам так прожил и всему миру заповедал (см. Матф. 7:12). Поэтому православный писатель убеждает нас: "Если мы не имеем авторитета в вере и Христе, тогда будем во всем заблуждаться. Для меня Христос - нравственный образец и идеал" (Ф.М. Достоевский).
Итак, если большинство современных взрослых не волнует вопрос о первопричине: что было в начале - курица или яйцо, то детей этот вопрос интересует не из поверхностного любопытства. "В начале было Слово" (Первопричина), а потом уже возникло все остальное (см. Ин.1:1). Вслед за этим "детским" вопросом разворачивается целая грандиозная картина творения мира и людей, затем вселенская трагедия падения свободо-разумного существа, выбора им тьмы и, наконец, пришествия в человеческий мир Того, Кто принес свет Жизни, освободив всех от власти тьмы. 2014 лет назад "Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины" (Ин.1:14). Впрочем, об этом я говорил на уроках кратко и только тогда, когда мне как священнику задавали вопросы вероучительного порядка. Я старался все время выдерживать нейтралитет, ничего никому не навязывать, а предоставлять ученикам свободу собственного мнения, ведь ОПК определен сегодня как предмет культурологический. В преподавании этого предмета в так называемом светском обществе сейчас принято придерживаться именно культурологических рамок. Поэтому я постоянно повторял такие фразы, как: "с точки зрения православной культуры…" или "согласно христианскому учению" и др. Но весьма радует заинтересованность и готовность местной школы в сотрудничестве с Церковью, которое и началось с осени 2013 года. Главным событием в истории местной школы в деле такого сотрудничества было большое мероприятие, которое мы провели в октябре месяце. Это был открытый урок-праздник в форме спектакля в актовом зале, посвященный 700-летию со дня рождения преп. Сергия Радонежского.
Теперь, в открывшейся в сентябре воскресной школе, с теми, кто хочет узнать больше, мы изучаем Священную Библейскую историю, рисуем кисточками и мелками жизнь первых людей в раю и уже успели съездить в г.Хабаровск - по святым местам, три дня пожив в стенах духовной семинарии и причастившись из рук Митрополита. Но от воскресной школы поехала лишь треть детей. Остальные участники - это просто учащиеся из 5-8-х классов общеобразовательной школы. Подробнее об этом пожелала поделиться главный участник поездки со стороны школы, учитель курса ОРКиСЭ в пос. Циммермановка, Ирина Валентиновна Нарижных. "На мой взгляд, эта поездка для всех нас оказалась прекрасным подарком. В процессе ознакомления с курсом ОПК дети впервые встретились с христианскими ценностями, как говорится, "лицом к лицу", так как последние были изложены их непосредственным носителем - приходским священником нашего посёлка о. Арсением. Хотя предметом изучения курса был культурологический аспект, нужно признать тот факт, что без представления сути Православной веры невозможно усвоить Православную культуру даже в первом приближении. Думаю, совместная деятельность школы и Церкви в нашем случае была очень плодотворной, поскольку из этих уроков школьники вынесли не формальную сумму знаний, а нечто большее, затронувшее их юные души. К сожалению, в силу известных причин, у всех участников процесса (в том числе, и у детей) осталось ощущение обрывочности и незавершённости этого опыта. И как раз предпринятое паломничество придало ему некое логическое завершение. Ещё бы! Где, как ни в храмах, соответствующих выверенным веками канонам, можно реально ощутить всю мощь эстетического и благодатного воздействия архитектуры и иконописи?! По лицам детей я видела, как очарованы они были одухотворённой красотой православных обрядов, как удивлялись непривычным для них очень серьезным отношением воцерковлённых людей к своей вере. Петропавловский монастырь, конечно, оставил у них самые яркие воспоминания. Надо признать, что наши паломники порой заставляли нас с Батюшкой испытывать неудобство за их поведение: то баловались в семинарии, то ссорились между собой. Но результат такого глубокого погружения в Православную среду трудно переоценить. Я верю, что пережитые впечатления уже в чём-то изменили детишек, уже дали толчок к духовному росту. Я и сама получила большую радость от нашего путешествия и хочу сказать огромное спасибо семинарии за сердечность, гостеприимство и терпение, за вкусные трапезы и прекрасные условия для проживания. Спасибо за теплый приём матушке Антонии и другим сёстрам монастыря. Ещё хочется поблагодарить всех организаторов нашей замечательной поездки со стороны Епархии".
И конечно, особая благодарность за предоставление детям бесплатных пассажирских мест на рейсовом автобусе до города и обратно директору транспортной компании «ООО «Васильев», - Васильеву Юрию Петровичу.
А вот впечатления самих школьников о поездке в г. Хабаровск.
"Ночью там (в Хабаровске) было красиво... Яркие храмы горели в огнях" (Максим и Руслан, 5 класс)
"Мы ходили по храмам. Мне очень понравилось. Я набрала книг в иконной лавке. Хорошие книги!" (Таня, 5 класс)
"Мне очень понравилось в женском монастыре, там все иконы были написаны самими монашками. Это очень красиво" (Таня, 7 класс)
"Спортзал семинарии - это очень хорошее место, и, что самое главное... там есть иконы! Еще, кроме семинарского спортзала, мы были во многих храмах..." (Вася, 5 класс)
"В столовой (трапезной) вкусно кормят. Каждый день разная еда. Перед едой и после еды произносятся молитвы" (Таня, 5 класс)
"Перед каждым приемом пищи семинаристы читают молитву "Отче наш" (Полина, 8 класс)
"Замечательный город (Хабаровск). Здесь разные высокие большие дома и много голубей" (Алена, 5 класс)
"В музее было очень восхитительно, в музее много животных" (Аня, 6 класс)
"Мне очень понравилось в бассейне! Там как просто на Амуре - можно нырять" (Саша, 5 класс).
"Семинария - это дом для семинаристов и школа. Там у них принято тихо разговаривать. Храм Преображенский внутри и снаружи очень красивый, мы побывали на богослужении... " (Ксюша, 5 класс).
"В семинарии есть все, что связано с верой в Бога" (Полина, 8 класс)
"Еще мы были после храма в кино. В конце я плакала из-за жалости, потом из-за радости" (Таня, 5 класс)
"Женский монастырь. Мне понравилось, что матушки пишут картины (иконы) своими руками" (Маша, 6 класс)
"Этот монастырь мне очень понравился тем, что там все женщины очень добрые" (Ксюша, 5 класс).
В день отъезда один из школьников выразил, наверное, общее мнение нашей группы: "В Семинарии, в которой мы жили, было очень красиво и уютно. Семинаристы были очень добры".