Рождественские чтения в Комсомольске-на-Амуре: Доклад М.А. Кайдаловой "Смысл и значение религиозного образования. Модель образовательной структуры (церковной школы для взрослых) при Ильинском соборе г. Комсомольска-на-Амуре с пояснениями"

2 Января 2015   03:46

Смысл  и значение религиозного образования. Модель образовательной структуры (церковной школы для взрослых) при Ильинском соборе г. Комсомольска-на-Амуре с пояснениями.

Марина Аркадьевна Кайдалова, директор Богословской школы при Кафедральном соборе святого пророка Илии.

 

  • Об учреждении Отдела религиозного образования и катехизации

 

Конец 80-х годов 20 в. в России явился поворотным этапом в возрождении интереса общества к православной традиции. В 1990 году в Московской Патриархии ,был учрежден Отдел религиозного образования и катехизации, основной задачей которого явилось создание структуры религиозного образования детей и взрослых.

Деятельность  отдела направлялась, во-первых, на создание системы воскресных школ, которые представляют собой чисто церковную структуру, чаще всего функционирующую в конкретном храме во воскресеньям (после богослужения). С мирянами занимались духовные лица (священник или дьякон), либо миряне из этого прихода.

Помимо этого, деятельность отдела сосредотачивалась на классических православных гимназиях и лицеях, а также на общеобразовательных гимназиях и школах.

Вышесказанное свидетельствует о становлении системы православного образовании в современной России.

Согласно научным исследованиям (в частности, диссертации В.А.Караковского), любая образовательная система проходит в своем развитии 3 этапа.

 

  • Этапы развития образовательных систем

На первом этапе формируются целевые установки, вырабатываются главные ориентиры в организации образовательного процесса.

На втором этапе утверждаются приоритетные направления, отрабатываются эффективные формы и методы воспитательных действий, совершенствуются старые.

Можно сказать, что второй этап развития системы православного образования в России начался в 1993 году (об этом свидетельствует реальное возрождение приходской жизни, появление большого количества новых типов учебных заведений идр.)

Конец 90-х годов второго тысячелетия начало – третьего тысячелетия можно назвать третьим этапом в становлении системы православного образования в России. 

На этом этапе осуществляется анализ ошибок и перестройка неконструктивных элементов. Так, в ряде приходов и общин на базе воскресных школ появляются иные, более значимые и мобильные учебно-воспитательные структуры: молодежные объединения, клубы либо собственное учебное заведение того или иного прихода или общины (как у нас). 

Неповторимая специфика, присущая религиозному учебно-воспитательному заведению, делает воспитание, осуществляемое этим  заведением реально существующим феноменом.

 

  • В чем заключается неповторимая специфика религиозного учебно-воспитательного заведения?

Неповторимая специфика религиозного учебно-воспитательного заведения заключается в его педагогической деятельности.

И здесь мы, естественно, подходим к вопросу о смысле педагогической деятельности. Что в ней главное? На что более всего следует обратить внимание?

Во-первых, конечно же, на её цель. Вкачестве цели, объекта и субъекта педагогической деятельности выступает развивающаяся личность, человек как образ Божий, как духовное существо по преимуществу.

Согласно Православию, по своей заданности человек был призван быть совершеннейшим из всех творений, но по своему реальному состоянию оказывается подчас хуже всех тварных существ. Человек ощущает свое высокодуховное и идеальное бытие, которое когда-то было реальным, однако, он сниспал с высот этой реальности.

Но, несмотря на это, человек сохраняет свободу выбора, и от него зависит какой путь жизни он выберет. Идеальные (духовные) задачи продолжают стоять перед личностью.

Во-вторых, говоря о специфике педагогической деятельности в православных учебно-воспитательных заведениях, А.И.Осипов (доктор богословских наук, профессор Московской Духовной Академии) отмечает: «мы знаем два основных подхода к педагогике. Первый, который не вызывал никогда никаких сомнений, заключается в понимании образования как воспитания. При этом следует иметь в виду, что воспитание в православной и секуляризованной педагогике трактуется не однозначно.

С точки зрения православной педагогической мысли под воспитание подразумевается целенаправленный, организованный, контролируемый процесс, способствующий спасению личности, т.е. её правильному становлению как для жизни на земле, так и для жизни в вечности. (Для сравнения: в светской педагогике воспитание рассматривается как процесс формирования личности полезной обществу). Одним из видов воспитательной работы является процесс обучения.  С позиции Православия главным результатом обучения должно стать не накопление знаний, умений, навыков, не развитие дарований и возможностей человека, а изменение, совершенствование его духовного опыта.

Православный смысл такого изменения определяется словом «покаяние». Исходя из этого, учение можно трактовать как частный случай покаяния, когда человек осознает свое несовершенство в плане незнания чего-либо и стремится к преображению себя, а преподавание – как помощь кающемуся, стремящемуся к святости человеку.

Таким образом, с точки зрения православной педагогической мысли, любое знание рассматривается не как что-то самодостаточное, а как средство к тому, чтобы сделать человека лучше, омыть, очистить ту красоту, которая скрыта в глубине человеческой, указать человеку средства, чтобы высвятить в нем образ Божий и раскрыть смысл жизни.

Именно на это была направлена педагогика Древней Руси, и таковой она оставалась на Руси довольно долго, потому что все понимали, что первичен в человеке дух и верное устроение духа порождает правильные идеи, чувства, верное отношение ко всему.

Профессор Свято-Сергиевского института В Париже В.В.Зеньковский отмечает, что «задачи воспитания не только труднее, но и важнее, чем задачи обучения… в школьной жизни воспитательная задача должна занять главное место.»  Святой Иоанн Кронштадтский ежегодно на педагогическом совете в начале учебного года подчеркивал, что главный вопрос образования заключается в том, чтобы воспитать человека-христианина, а вопрос о науках должен быть отодвинут на второй план.

Нельзя не вспомнить и классика русской педагогики К.Д.Ушинского. Приведу несколько его изречений:

«Трезвый и просвещенный религией и образованием рассудок народа – лучшее ручательство за благоденствие государства, его спокойствие, силу и богатство».

«Для нас нехристианская педагогика – вещь немыслимая, безголовый урод предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».

«Воспитание – величайший вопрос человеческого духа»

«Всякая школа (и всякое воспитание), позабывшая слова Спасителя: «Не хлебом единым жив будеши» и приготовляющая человека только к материальной жизни … не приготовит человека к жизни, но на первых же шагах сбивает с настоящей дороги».

«Окружите человека всеми материальными благами, и он не только не сделается лучше, но не будет и счастливей, и, что-нибудь из двух: или будет тяготиться самой жизнью, или быстро начнет понижаться до степени животного. Это нравственная аксиома, из которой не вывернуться человеку. Зерно его существа – бессмертный дух – требует иной пищи».

«Если вы хотите сделать человека вполне и глубоко несчастным, отнимите у него цель в жизни и удовлетворите всем его желаниям».

«Источник воды живой – Евангелие. Если эта вода питает корни растения, оно будет давать цветы и плоды».

«Религиозное образование должно с ранних лет ложиться в душу человека как верный залог того, что он не собьется с дороги…, как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог, но оно не исключает светского образования».

 

Однако, следует помнить, что само по себе мирское (светское) образование станет чуждым христианскому духу. А потому оно и не приведет человека к истинному совершенству, и самые высшие успехи человека в светских науках без правильного образа христианской мысли не принесут благих плодов. Ничто материальное, земное не может удовлетворить человека, подсознательно он будет искать совершенного знания, которое только в Боге. Поэтому благотворные и богоугодные плоды воспитания личности возможны лишь тогда, когда светское образование ложиться на почву усвоенного духа Евангельской истины. Православное воспитание ценно потому, что более, чем какое-либо иное соответствует природе человека.

 

  • Западный путь

Однако со временем на Западе, а потом  и у нас в России стал укореняться совсем иной подход к педагогике. Кратко его можно выразить так: знание ради знания, образование ради образования, наука ради науки. И этот путь привел к тому, что человек  стал цениться меньше, чем машина. «Весь процесс образования, – пишет А.И.Осипов, –направлен только на одно – насильственно приобщить человека к знаниям, как рождественского гуся, которого сажали в мешок и запихивали ему в глотку еду, хочет он этого или не хочет, чтобы жирел. Такой стала педагогика. Всё перевернуто вверх ногами. Человек рассматривается как социальное биологическое существо, даже как машина – не более. Об образе Божием и речи нет… Основная  же цель светского образования состоит в том, чтобы дать человеку, знания, сделать его специалистом в той или иной области, дать ему профессию».

В современной российской педагогике, начиная с 90-х годов единой воспитательной концепции, которая одновременно принималась бы российским обществом и государственными институтами практически не существует.

Но если воспитательные принципы не сформулированы, это вовсе не означает, что их нет. В этом случае говорят о наличии так называемой имплицитной концепции воспитания, т.е. существующей в скрытом, невыраженном виде. Её аксиоматическая база (принципы воспитания) выглядит приблизительно так: 

  • Всё разрешено.
  • Ты не кому не обязан.
  • Все обязаны тебе.
  • Стремись к комфортной жизни.

В качестве образцов для подражания юношеству предлагаются политики, поп-звезды, спортсмены, деловые люди. Главным образом в воспитании становится «человек, которы сделал себя сам, а поэтому обязан всем самому себе» – selfmademan.

Однако, по глубокому убеждению доктора педагогических наук Скляровой Т.В., для так называемого «собственного делания» эти принципы абсолютно не пригодны, потому что механизм формирования человека по таким принципам работает не на созидание, а на разрушение личности, так как он способствует не соединению воедино телесно-душевной и духовной составляющих личности, а наоборот, общему расслаблению , разжижению интеллекта, атрофии воли, скудости проявления эмоций, сужению интереса к познанию не только окружающего мира, но и самих себя. «По плодам их  узнаете их (Мф.7,16)». Каковы плоды деятельности человека – selfmademan? Приведем несколько примеров: а) скандал в ЗАГСе:

Недавно в одном из московских загсов чуть не случился скандал. На церемонию заключения брака явилась необычная пара - две невесты в свадебных платьях. Шокированным сотрудникам учреждения всё же пришлось зарегистрировать их брак, ведь по документам одна из длинноволосых девчонок оказалась представителем сильного I пола. Молодых расписали, но не без сарказма пожелали этой «невесте» стать настоящим мужчиной. Как ни странно, 23-летний Дмитрий и 19-летняя Алина не являются представителями сексуальных меньшинств, просто решили таким экстравагантным способом сделать свою жизнь максимально экстремальной и безумной. «Как психолог, я понимаю увлечения своего сына, - говорит мама Дмитрия Елена Анатольевна. - А как мать - за всё благодарю Бога. До этого Митенька увлекался чисто мужскими и опасными играми: паркуром (перемещения по крышам и другим опасным объектам), пикапом (искусство быстрого знакомства с девушками), журналистикой, химией. А когда выучился на парикмахера и визажиста, увлёкся созданием образов, мне даже стало спокойнее. Теперь он просто красивая девочка». (Газета «Моя семья» ноябрь 2014);

б) В Перми родители назвали новорождённого малыша Люцифером. Сотрудники загса пытались убедить пару выбрать для сына другое, более традиционное имя, однако супруги настояли на своём. По словам матери ребёнка, у неё были очень тяжёлые роды и она дала обещание, что если сын выживет, то получит имя самого повелителя тьмы - тот должен стать защитником мальчика. Теперь Люцифер Константинович сможет сменить имя только после 14 лет, при получении паспорта. (Газета «Моя семья» ноябрь 2014);

 в) всё больше входят в моду по-настоящему безумные фото, якобы выражающие наиболее искренние и глубокие эмоции на лице, например фото во время удара током электрошокера;

г) всё больше входят в моду экстремальные виды спорта и т.д.

Возникает парадокс: предложенная воспитательная концепция не обеспечивает достижения тех целей, которые она декларирует.

Разумное человечество, непрестанно доказывая необыкновенные возможности своего разума в достижениях научно-технического прогресса, никак не может определиться в вопросе смысла жизни и всё больше стремиться к максимально экстремальной и безумной жизни, что приводит к тяжелым болезням и многочисленным жертвам. Авторитетный священник, о.Димитрий Смирнов неоптимистично настроен в отношении будущего России: «нам осталось от силы полвека существовать как народу, и как государству» – заявил он на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации в 2014г. и в этой связи призвал менять сознание людей.

Поэтому, важно понять, что без воспитания внутреннего человека образование остается неполным, недостаточным. Не будет пользы от самых знающих людей, если души их черны. В этой связи необходимо, как отмечает протоиерей Димитрий Смирнов, «в любой глубине России поднимать народ на огромную высоту».

 

Модель (образец) образовательной структуры (церковной школы для взрослых) при соборе св.пророка Илии г. Комсомольска-на-Амуре с пояснениями.

 

Осуществлению этой весьма непростой задачи призвана служить церковная школа для взрослых, созданная при соборе Св. пророка Илии.

Создавая школу, мы исходили из того, что становление духовности человека начинается с интеллектуального и эмоционального осмысления мира. Важно сделать жизнь воцерковляющихся людей осознанней, ответственней, действенней.

Позвольте представить вам модель церковной школы для взрослых при соборе Св. пророка Илии.

Церковная школа включает 3 образовательные ступени.

I образовательная ступень предусматривает изучение Закона Божия с обязательным зачетом в конце учебного года. (Учебный год продолжается с сентября по май).

Предусматриваются и другие формы педагогической работы на первом году обучения под общим названием «факультативы». Так, в разные годы вниманию учащихся школы и прихожан были предложены «консультации для родителей по вопросам христианского воспитания детей» (2008-2009гг), факультатив «Основы православной педагогики» (2009-210гг), Родительский лекторий (2010-2011гг), просмотр и обсуждение видеофильмов (2008-2009гг), педагогический кружок для учителей церковных школ и их помощников (2011-2012гг), Уроки добра и благочестия (2010-2011, 2014-2015гг).

I образовательная ступень – это первый шаг на пути жизни в Церкви. Но за первым шагом должны следовать и «другие, ведь христианин не должен ограничиваться только изучением основ веры. Важно продолжать образование и переходить к практической жизни церковного организма, т.к. «вера без дел мертва».

II и III образовательные ступени связаны  деятельностью уже богословской школы.

Учащиеся I ступени обучения, прослушавшие курс Закона Божия (основ Православия) и успешно сдавшие зачет, приглашаются для получения дальнейшего, более углубленного религиозного образования в богословскую школу, на II ступень религиозного образования.

На этой образовательной ступени (она же начальная ступень богословской школы) предусматривается изучение двух обязательных предметов, а именно: Катехизиса (Введение в догматическое богословие) и Новый завет (четвероевангелие).

Особое внимание в системе религиозных дисциплин уделяется преподаванию катехизиса, так как мы считаем, что не должно снижать ту духовно-нравственную планку, которая была поставлена Христом и апостолами. Правильные понятия о Боге являются основой правильной жизни и правильных отношений между людьми, между Богом и человеком. Как говорит апостол Павел: «Без веры угодить Богу невозможно». В конце учебного года по предмету «Катехизис» сдается обязательный зачет.

После прохождения II ступени религиозного образования и успешной отчетности, учащимся предоставляется возможность учиться дальше.

На III образовательной ступени церковной школы для взрослых (она же старшая ступень богословской школы), учащиеся выбирают учебные предметы, исходя из своих временных возможностей.

Ежегодно учащимся старшей ступени богословской школы предлагаются
2-3 новых учебных курса на выбор. За 7 лет существования богословской школы при соборе св. пророка Илии слушатели были ознакомлены со следующими учебными курсами: Новый Завет (апостол) (2011-2013 гг); Религиоведение (2009-2010 гг); Догматика (2010-2011 гг); История Церкви до 1054г (2009-2010 гг); История РПЦ (досинодальный период) (2010-2011 гг); История РПЦ (синодальный период) (2011-2012 гг); История РПЦ в 20 веке (2012-2013 гг); Православная антропология (2012-2013 гг); Нравственное богословие (2011-2012; 2012-2013; 2013-2014 гг); Сектоведение (2010-2011 гг); Сравнительное богословие (2011-2012 гг); Ветхий Завет (2013-2014; 2014-2015 гг); Иконоведение (2014-2015 гг); Историческая литургика (2013-2014 гг).

Преподавание осуществляется с учетом учебных планов и программ заочного отделения Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.

Педагогический процесс структурирован так, что слушатели могут соприкоснуться с широкой областью дисциплин, изучаемых в высших духовных школах РПЦ, прививающих современному человеку вкус к церковной жизни и помогающих выйти за рамки околоцерковности.

Помимо основных учебных занятий, в образовательный процесс включены такие формы работы, как осенние, зимние и летние выезды на природу, подготовка и проведение рождественских и пасхальных праздников, тематических проектов, интеллектуальные игры, концерты, ежегодные (с 2004 г.) летние Романовские чтения и др.

Напомню, что начало церковной школе для взрослых было положено в 1992 году при храме Всех Святых. Первый учебный год (1992-1995 гг) обеспечивали священники Димитрий Каплун и Геннадий Папазов. С1993 года учебный процесс обеспечивался главным образом преподавателем Кайдаловой М.А.. Богословская школа функционирует с 2000 года. В разные годы школа базировалась в таких храмах города, как храм Всех Святых, Успенский храм Пресвятой Богородицы, храм Казанской иконы Божией Матери. С января 2007 церковная школа для взрослых располагается при соборе св.пророка Илии и является открытой образовательной структурой, т.е. начало школа имеет, но не имеет конца, так как нет предела совершенству, нет предела богоуподоблению.

Продолжительность и последовательность работы (школе 23-й год) дают основание надеяться, что мы смогли заложить фундамент преемственности полученных учащимися знаний.

Ежегодно учащиеся школы могут повышать свой образовательный уровень, прилагая новые знания к тем, которые уже имеют и сами могут становиться катехизаторами.

Для этого школой предусматривалась годичная практика работы с оглашенными учащихся старшей богословской школы, которые желали попробовать себя в качестве катехизаторов. Практика осуществлялась под руководством опытного катехизатора. К сожалению, она была упразднена.

Церковная школа для взрослых вполне может осуществлять и подготовку учителей общеобразовательных школ, во всяком случае, 1-й этап их подготовки, обучая основам Православия.

В связи с вышесказанным, церковная школа, на наш взгляд, должна стать и для некоторых верующих уже стала центром прихода, шагом к созданию православного сообщества местом общения и общего дела. А всякое важное дело, согласно словам патриарха Тихона (Белавина), «должно быть крепко обдумано и прочно, солидно поставлено – едва ли кому хочется строить на песке». 

Эти слова Святейшего Патриарха Тихона (кстати, об этом же говорит ныне здравствующий Патриарх Кирилл) составляют стержневую идею работы над созданием и утверждением церковной школы для взрослых.

Закончить свое выступление мне хотелось бы 

  • во-первых словами К.Д.Ушинского: «Разве можно найти более приличное занятие для христианского воскресного дня, чем посещение Церкви и церковной школы?»
  • и во-вторых, словами, посвященными церковной школе для взрослых:

«В разных вопросах, в сомнениях дум,

Часто бушуем как вешние воды,

Но богословьем смиряется ум

И насыщается в школьные годы.

Наше учение верное, истинное, неизменное.

Будем его изучать, чтоб глубоко воспринять!

Разве наш труд пропадет без следа?

Нет, не оставит Господь без плода 

Школьные годы».

 

 

Литература

  • Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. – М., 2004.
  • Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008.
  • Газета Моя семья 2014 № 37
  • Осипов А.И. Основное богословие. М., 1994.
  • Осипов А.И. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода //Община. 2003. № 4. С.2-4.
  • Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. М., 2006.
  • Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. М., 2001.
© 2012, SDN