Рождественские чтения в Комсомольске-на-Амуре: Доклад майора М.В.Сухоненко «Работа заместителя командира части с верующими военнослужащими».

25 Декабря 2014   06:18

«Работа заместителя командира части с верующими военнослужащими». 

Сухоненко Михаил Владимирович, заместитель командира войсковой части 599464 по работе с личным составом.

 

«Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих»

 (от Иоанна: 15:13)

«Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвально достойно».

(Св. Афанасий Великий «Правила Св.Отцов: с.144»).

 

 

В современном обществе, как и во всем мире, вопросы свободы совести и вероисповедания являются неотъемлемой частью его развития, мировоззренческих взглядов, которые стремятся в своем совершенстве сформировать здоровый морально-нравственный климат в социальной среде.

Но зачастую это выглядит в наше время как проявление религиозной нетерпимости к другим верам, формированию агрессивно и фанатично настроенных групп террористической направленности, развязыванию войн и как следствие гибель людей, народов и целых стран.

В наше время в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые формируются в основном из граждан нашей страны, вопросы влияния религии на морально-психологический климат воинского коллектива, становятся наиболее актуальными.

Современное социально-экономическое и духовное состояние в России поразило не только сферу государственного управления и хозяйственную структуру, но и духовную жизнь общества. Развенчание официальной идеологической доктрины создало вакуум в душах и сердцах многих людей. Это состояние идеологической дискомфортности подталкивает людей вернуться к вековым ценностям, присущим прежним поколениям россиян, к религии, влияние которой на духовную и нравственную жизнь общества заметно усилилось. В этом смысле проблема понимания и прошлого, и настоящего в среде современного сосуществования различных идеологий, в том числе религиозных, может быть решена только исторически. В сложившихся обстоятельствах проблемы отношений Церкви и Армии, соблюдения прав верующих военнослужащих, использования духовного потенциала религии в работе с личным составом представляются особо актуальными. Потому, что на протяжении многих столетий нашего государства Православная Церковь являлась духовной наставницей и вдохновительницей русских воинов - защитников родной земли.

И это касается всех категорий военнослужащих как проходящих военную службу по контракту, так и по призыву.

Одним из документов, обязывающих должностных лиц воинской части, со всей чуткостью относиться к вере военнослужащего является Устав Внутренней Службы ВС РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495, в котором в пункте  100 – у заместителя командира части по работе с личным составом и пункте 149 – у заместителя командира роты по воспитательной работе  указано, что они обязаны планировать и проводить воспитательную работу с учетом отношения каждого военнослужащего к религии.

   Также 19 сентября 1997 года Государственной Думой был принят, а 24 сентября одобрен Советом Федерации и вступил в действие с 27 сентября 1997 года, после подписания Президентом Российской Федерации, Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". 

Указанный закон включает в себя 4 главы и состоит из 27 статей.

В данном документе отмечается, что "Федеральное собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон".

В первой главе статья 2 констатирует: "Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации".

В статье 3 определено, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену её альтернативной гражданской службой. В то же время, в статье 3 и 4 главы 2 говорится "создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречит закону".

Статья 4 определяет взаимоотношения государства и религиозных объединений. 

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. 

  Вышеизложенные положения закона не входят в противоречие между Русской Православной Церковью и государством, а скорее, определяют цели двухстороннего сотрудничества:

- содействие возрождению государственно-патриотической идеи как основополагающей нравственной ценности военнослужащих, как духовной основы воспитательной работы с ними;

- укрепление морально-психологического состояния личного состава, возрождение традиций верного служения Отечеству, упрочение духовно-нравственных начал в жизни воинских коллективов;

- расширение возможностей для реализации прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания, содействие процессу гуманизации взаимоотношений между ними.

Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» гласит:

Статья 8. Свобода совести и вероисповедания

1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях, как частные лица.

2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

3. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально.

4. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов

5. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

В общении и повседневной работе с верующими военнослужащими необходимо учитывать, что существует условное деление религиозности людей по следующим категориям:

1. Ортодоксально верующие - хорошо знающие и неукоснительно соблюдающие требования вероучения, во всей полноте исполняющие религиозные заповеди и открыто исповедующие свои религиозные взгляды.

2. Воцерковленные (неофиты) - знающие основы вероучения, стремящиеся соблюдать правила церковной жизни, но не всегда показывающие свои религиозные убеждения.

3. Формально верующие - над которыми совершено таинство Крещения, но они не знают церковных догм и правил духовной жизни.

4. Не определившиеся (клиники) - по своим умственным способностям или отсутствию положительного примера не имеющие религиозных убеждений. 

5. Условные атеисты - над которыми совершено таинство Крещения, но не знающие вероучения, не приводя аргументов отрицающие существование Бога.

6. Воинствующие атеисты - как правило, не принявшие таинства Крещения, знающие основы вероучения и стремящиеся найти аргументы, чтобы опровергать существующие церковные догматы, открыто исповедующие своё негативное отношение к Церкви и верующим сослуживцам.

  Важное значение в повседневной деятельности подразделений имеет религиозная обстановка в коллективе, влияющая в целом на религиозную ситуацию войсковой части.

Религиозная обстановка - духовно-нравственная составляющая коллектива, обусловленная уровнем религиозности личного состава и степенью ее влияния на выполнение военнослужащими стоящих перед подразделением задач.

Перечислим основные  составляющие религиозной ситуации:

1. Наличие в подразделении верующих военнослужащих, исповедывающих традиционные религии России (Православие, Ислам, Буддизм).

2. Число представителей нетрадиционных религиозных организаций и тоталитарных сект среди личного состава (секты Мунна, сатанисты, кришнаиты, баптисты и др).

3. Наличие в местах дислокации воинских частей религиозных учреждений (Храмы, представительства, миссии, молитвенные дома).

4. Возможности военнослужащих удовлетворять свои духовные запросы в подразделении и вне расположения части.

5. Формы взаимодействия командования и воспитательных структур воинской части с духовенством Русской Православной Церкви и иными религиозными организациями.

6. Степень влияния, (положительное, отрицательное) верующих военнослужащих на морально-психологическую обстановку в коллективе.

7. Мероприятия, проводимые с верующими военнослужащими в соответствии с соглашениями или программами взаимодействия соответствующей силовой структуры и Русской Православной Церкви.

При исследовании религиозной обстановки необходимо использовать следующие формы и методы изучения личного состава:

1. Устное заявление военнослужащего о принадлежности к религиозной конфессии или организации, 

2. Наличие у него нательного крестика, духовной литературы, предметов религиозного культа и обихода;

3. Характерные признаки поведения и общения с сослуживцами и командирами, отсутствие категоричности в суждениях, уступчивость, уклонение от споров, стремление избегать конфликтов, рассудительность; 

4. Индивидуальная беседа, (какую религию исповедует, с какого времени, наличие духовника, насколько хорошо знают догмы церкви, богослужение, как соблюдают посты, правила поведения в храме и общения с сослуживцами);

5. Опросы личного состава с участием духовенства;

6. Наблюдение (непосредственное, опосредованное): в каких местах проводит время увольнения из расположения части, с кем общается, переписывается;

7. Отзывы непосредственных командиров и сослуживцев;

8. Анализ поведения в служебное и внеслужебное время;

9. Результаты переписки с родителями верующего, какие увлечения были до призыва на военную службу, особенности характера, какую работу выполнял в храме.

Некоторые особенности воспитательной работы с верующими военнослужащими:

1. Необходимо знать основное содержание религиозного вероучения подчиненных.

2.  Не допускать прозелитизма (разубеждения, переубеждения, формирования атеистического мировоззрения), негативных оценок религиозных догм.

3.  Предоставлять возможность верующим военнослужащим в свободное от службы время удовлетворять духовно-религиозные потребности, пользоваться религиозной литературой и религиозными принадлежностями.

4. Исключить высмеивание верующих, принуждение их к участию в атеистических мероприятий или общению с представителями иных религиозных конфессий.

5. При необходимости устанавливать и поддерживать письменные связи с руководителями религиозных организаций и духовниками верующих военнослужащих.

Ежегодно в организационно-методических указаниях по организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации отдельной строкой прописаны указания по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил которые необходимо сосредоточить при организации духовного просвещения и нравственного воспитания:

ежемесячно планировать работу с учетом религиозного календаря, согласовывая проводимые мероприятия с планами боевой подготовки воинской части и оперативно возникающими задачами;

не реже в квартал изучать взгляды, настроения и поведение военнослужащих, религиозную обстановку в местах дислокации части и  анализировать ее влияние на выполнение задач по предназначению, что достигается путем наблюдения, индивидуальных бесед с военнослужащими, проведения анкетирования, взаимодействия с правоохранительными организациями, с представителями религиозных организаций

совершенствовать взаимодействие в практической работе с религиозными организациями и командованием воинской части, оказывать помощь  в профилактике негативных проявлений на почве религиозной неприязни,

организовывать духовное просвещение, участвовать в нравственном воспитании военнослужащих, содействовать формированию у личного состава сознательной мотивации исполнения воинского долга и Военной присяги, что достигается участием представителей православной церкви в мероприятиях части, периодических плановых выступлениях с военнослужащими, осуществление таинства Крещения, обновление религиозных уголков литературой религиозной тематики, проведение тематических бесед, воспитательной работы по темам, посвященным религиозным праздникам, героям Отечества признанных святыми. 

вести работу по оказанию духовной поддержки личному составу в учебной и боевой обстановке, в ходе учений, полевых выходов, способствовать поддержанию личного состава в состоянии высокой боеспособности, в духе мужества, стойкости, терпения, самоотверженности и взаимовыручки в бою;

проводить инструкторско-методические занятия с должностными лицами воинской части не реже 1 раза в полугодие, а по завершении учебного периода – подведение итогов и обобщение опыта по работе с верующими военнослужащими.

оказывать помощь в вопросах обеспечения войсковых священников комплектами полевой формы одежды и типовой палатки для оборудования полевого пункта работы с верующими военнослужащими.

Подытоживая сказанное, хочется отметить, что рассмотрение взаимоотношений Церкви и Армии предполагает, прежде всего, как ретроспективный анализ места и роли Русской Православной Церкви в тысячелетней истории христианства на Руси от времени князя Владимира-Киевского до наших дней, так и то, что делает очевидной роль православия как фактора огромного значения в национальной жизни русского народа, в утверждении его государственного быта, укрепления морально-нравственных ценностей и воспитании высокодуховных защитников и патриотов Отечества. 

 

 

© 2012, SDN