От имени председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия ее озвучил в ходе совещания в Российской академии образования 11 июня 2014 года заместитель председателя Синодального отдела игумен Митрофан (Шкурин).
Выступая на совещании, игумен Митрофан отметил, что, несмотря на то, что воспитание и образование человека по образу и подобию Божию — главная миссия христианства на земле, у Церкви нет собственных интересов в образовании как в системе, институте светского государства. «Обеспечивая аутентичность, подлинность содержания предметов, связанных с нашей традиционной православной культурой, Церковь и другие конфессии здесь ни в коем случае не подменяют государство, не берут на себя его функции в светской школе. Роль Церкви вполне определенная и конкретная — обеспечить соответствие содержания образования историческим и культурным традициям, идентичность первоисточнику — живой традиции, влияющей на поступки и мысли многих наших соотечественников, формирующей перспективу общественного развития», — сказал священник.
Он напомнил, что на сегодняшний день вопросы участия традиционных религиозных конфессий в образовательном процессе закреплены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». По словам игумена Митрофана, опыт реализации Основ религиозных культур и светской этики на протяжении последних двух лет по всей стране, а до этого — в ряде регионов в экспериментальном режиме, показал, что эта практика «востребована и принята нашей школой, родителями и педагогами». «Об этом говорят и мониторинги Министерства, и имеющиеся в Синодальном отделе сведения из епархий Русской Православной Церкви. На наш взгляд, необходимо развивать позитивный опыт наравне с тем, как не стоит на месте наша школа, включать предметы, посвященные основам традиционных религиозных культур, в образовательные программы всех школьных ступеней», — отметил священник.
Он добавил, что определенные шаги на этом пути уже сделаны — например, разработанная в 2012 году Концепция расширения курса ОРКСЭ.
Игумен Митрофан подчеркнул: дальнейшее развитие и расширение ОРКСЭ — главный вопрос в актуальной повестке дня взаимодействия Синодального отдела религиозного образования с Министерством образования и науки РФ, в том числе в рамках совместной рабочей группы и Межведомственного совета по ОРКСЭ.
«Российская академия образования могла бы и должна стать основной научной площадкой профессиональной педагогической проработки развития ОРКСЭ, подготовки материалов в новые образовательные стандарты, примерные программы. Мы видим РАО как ключевого участника расширения ОРКСЭ и нашего соработника в этом процессе. В любом предложенном формате, будь то профильная структура по духовно-нравственному образованию, будь то особый рабочий орган непосредственно по ОРКСЭ при Президиуме Академии, мы готовы активно участвовать и совместно трудиться для нашего общего блага», — заявил заместитель председателя Синодального отдела.
В ходе обсуждения президент Российской академии образования Людмила Вербицкая поддержала позицию Русской Православной Церкви по преподаванию Основ религиозных культур и светской этики в средней общеобразовательной школе.
Она рассказала о текущей деятельности РАО, о ежегодном Всероссийском конкурсе РАО «Лучший школьный учебник», о создании научно-методического центра профессиональной ориентации учащейся молодежи и взрослого населения и о поддержке выдвижения к присвоению почетных званий, награждению государственными, ведомственными и другими наградами.
Заведующий лабораторией ФГНУ «Институт семьи и воспитания», заведующий методическим кабинетом Синодального отдела религиозного образования Игорь Метлик рассказал о научно-методическом обеспечении реализации предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе и перспективах ее развития.
***
Выступая на заседании президиума Российской академии образования 24 февраля 2010 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, являющийся с 2009 года почетным членом РАО, отметил: «Очень важно, чтобы в условиях постиндустриальной культуры гармонично развивалась человеческая личность. Духовно-нравственное измерение должно непременно уравновешивать все то, что связано с прагматизмом. В нынешних условиях у нас нет иного пути, как всем миром браться за воспитание современного молодого человека».
«Православное образование»/Патриархия.ru