Речь подростоков и нравственность
Стою на остановке, жду автобуса. Рядом - девочки-подростки. Собрались, по-видимому, к кому-то на день рождения: в руках цветы. Говорят очень громко, что ни слово – нецензурная брань. Кругом взрослые люди. Не выдерживаю, делаю замечание (учительница!). Смотрят на меня с удивлением, а затем продолжают «разговор». Знакомая ситуация?
Лев Толстой сказал: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». С великим не поспоришь. Каково же отношение сегодняшних подростков к слову? Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, улет, отпад, супер, круто, классно, клево и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.
Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. Сейчас же так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения. Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений, не выражающие отрицательных эмоций. Тем не менее грубая агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельствомвкуса и красноречия. Скорее это проявление «языковой болезни» – бездумности и отрицания норм, примитивизма и языкового атавизма, присущие подростковому возрасту.
Из каких же слов, оборотов состоит речь сегодняшнего подростка?
Это жаргонизмы,так называемый молодежный сленг, слова-паразиты, засоряющие речь, и нецензурные выражения. Культура речи зависит от общей культуры, развитости и грамотности ее носителей. Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь - стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм. «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.п.
Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок.
Причины употребления слов-паразитов можно разделить на четыре группы:
1) недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
2) намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3) быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4) мода на некоторые слова.
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали: подростки (92%) употребляют в своей речи слова - паразиты; ученики замечают употребление в своей речи слов-паразитов (61 %); наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово блин, на втором и третьем местах по частоте употребления – ну и вот; восьмиклассники чаще всего предлагают следить за речью(30%), 12 % предлагают читать больше книг, 10% - больше общаться).
На основании полученных в опросе словах-паразитах составлен частотный словарь. Так, слово блин упомянули в своих ответах 17 раз, слово ну – 15, а слово вот– 13 раз. Больше всего употребляют слова-паразиты ученики 7 класса меньше всего употребляют слова – паразиты учащиеся 11 класса; слово короче в устной речи замечают все опрошенные. Частицу ну часто замечают и употребляют все опрошенные; меньше всего опрошенные замечают слова понимаете, так сказать; больше слов-паразитов удаётся обнаруживать ученикам 11 класса, а меньше всего учащимся 7 класса.
Рассмотрим следующую группу словоупотреблений. Молодежный жаргон.
Этот особый, молодежный язык, молодежный сленг, нацелен в первую очередь на то, чтобы "свои" стали ближе, а "чужие" - дальше. При этом молодежный сленг, используемый как представителями молодежных субкультур, так и иными, несубкультурными молодыми по возрасту людьми, полностью отражает и вербализует бытие его носителей.
Молодежный сленг представляет собой ряд слов и выражений, свойственных и часто употребляемых молодыми людьми, но не воспринимаемых "взрослыми" в качестве "хороших", общеупотребимых или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми не только благодаря их порой нетрадиционному написанию или словообразованию, но, прежде всего, потому, что, во-первых, их употребляет более или менее ограниченный круг людей и, во-вторых, эти слова и выражения привносят собой в язык особый смысловой оттенок или "аромат". При этом молодежный сленг - это лишь один из уровней языка.
Сущностной характеристикой сленга выступает то, что он не предназначен для того, чтобы быть понятным для всех. Так, примером молодежного сленга может служить такая фраза: "Ну, знаешь, если тебя прикалывает этот мальчик-даун, который только и умеет, что колбаситься на каких-то непонятных тусовках, вместо того, чтобы рубить бабло, если у тебя по нему рвет крышняк - это твое дело, мне совершенно фиолетово по этому поводу!"
Итак, основное заслуживающее осуждения качество молодежного жаргона, который формируется кругом общения подростка, – его выраженный атавистический примитивизм. Кроме расплывчатой семантики, он проявляется и в заниженности тех сфер лексики, откуда черпаются ее ресурсы, и в стилистически заниженных грамматических средствах, используемых в речи; это, в частности, уничижительные суффиксы – -няк, -ня (отходняк, депрессняк, тусняк, тусня), усечения (ботан), фамильярные суффиксы в личных именах (Димон, Колян, Юрец). И, наконец, в значительной доле заимствований из просторечной лексики. Все эти приемы – осознанный выбор, осуществляемый в речевом поведении между подростками. А речевое поведение также регулируется нормой или антинормой. Современный молодежный жаргон выбирает антинорму.
И ,наконец, ненормативные выражения в речи подростков.
Действительно ли употребление ненормативной лексики стало нормой поведения большинства подростков? Как мотивируется демонстрация такого поведения? Есть ли среди подростков хоть небольшая доля тех, у кого не возникает потребности использовать нецензурные выражения в своей речи? Каковоличное отношение подростка к употреблению ненормативной лексики?
По материалам социологического опороса учащихся 9-11 классов города Москвы (данные из интернета)
Большинство опрошенных подростков (73,3%) эпизодически («иногда») употребляют нецензурные выражения. На «постоянное»употребление ненормативной лексики указали 13,2% школьников, и столькоже (13,5%) подростков «не используют» в своей речи нецензурные выражения. Необходимо отметить и гендерные различия – доля «постоянно»употребляющих нецензурные выражения гораздо выше у мальчиков(19,7%), чем у девочек (6,9%).
Сравнение ответов учащихся 7, 9,11х классов показывает, что с возрастом заметно увеличивается доля тех подростков, кто «постоянно» употребляет ненормативную лексику, и соответственно резко снижается доля тех,кто не использует подобную лексику ,причем данные изменения характерны как для мальчиков, так и для девочек .
Влияние возрастной динамики на частоту употребления ненормативной лексики (%)
На особенности употребления ненормативной лексики подростками наиболее существенное влияние оказывают такие социально-стратификационные факторы, как материальное положение семьи и ее состав. Так, среди мальчиков из высокообеспеченных семей 16,5% никогда не используют в своей речи нецензурные выражения;из малообеспеченных семей – 5,2%.
Доля девочек из полных семей, постоянно употребляющих ненормативную лексику, меньше, чем доля девочек,чьи родители разведены (5,4 и 12,1%). . Этот сюжет крайне интересен и важен. Многие согласятся, что зачастую человек прибегает к использованию нецензурных выражений, когда просто не может найти других слов, чтобы выразить свои эмоции. Безусловно, это не единственная причина употребления ненормативной лексики. Использование нецензурных выражений может являться и своеобразным защитным механизмом для подростка; посредством сквернословия онможет выражать свое стремлениебыть взрослым; употребление ненормативной лексики подростком может быть связано с влиянием его ближайшего окружения; использование нецензурной лексики просто может«войти в привычку». Именно ряд этих причин мы и предложили респондентам в качестве вариантов ответов н авопрос о том, каковы мотивы употребления ими ненормативной лексики. Полученные данные показывают,что употребление ненормативной лексики связано прежде всего с эмоциональным состоянием подростка: больше половины (54,2%) школьников употребляют нецензурные выраженияименно потому, что «не могут выраить свои эмоции другими словами»,причем вполне вероятно, что чаще всего это именно негативное эмоциональное состояние, поскольку 33,8%школьников отмечают, что использование таких выражений связано с«плохим настроением». Для каждого пятого (18,4%) употребление ненормативной лексики «является привычкой». Что касается использования мата для оскорбления другого, то почти каждый десятый (7,3%) употребляет ненормативную лексику именно для этой цели. И, наконец, лишь небольшая часть школьников фиксирует, что использование нецензурных выражений – результат влияния их ближайшего окружения («так принято среди моих друзей») либо это «возможность казаться старше» (1,1%). В целом же в большинстве случаев употребление ненормативной лексики для подростка – некий знаковоопосредованный способ разрешения эмоционального напряжения, которое может быть окрашено как положительно, так и отрицательно. Анализ гендерных различий позволяет выделить два существенных момента. Во-первых, девочки чаще мальчиков используют ненормативную лексику для того, чтобы выразить свои эмоции (67,8 и 47,1% соответственно).
Во-вторых, лишь для 14,6% девочек употребление нецензурных выражений вошло в привычку, в то время как среди мальчиков таких 22,0%. Нецензурная речь, действует разрушительно в первую очередь для внутреннего, душевного состояния, и в конечном итоге для физического тела. Исследования ученных показали, что происхождение мата - нецензурной лексики связанно с ритуалами, которые применялись в языческих заговорах и заклинаниях, где человек пытался нанести вред другому человеку, не понимая того, что такой человек губит себя, так как эти слова выходят из него самого. Использование мата в речи, начинает разрушать человека изнутри, поскольку произнося такие слова, человек вызывает в своем организмы необратимые процессы, которые начинают дестабилизировать работу внутренних органов человека..
Ученные выяснили, что использования матерных слов ведет к гормональным нарушениям, к импотенции и бесплодию. Другими словами употребление нецензурной лексики воздействует на ДНК человека приводя к мутации, не позволяя такому человеку иметь детей, что делает его неполноценным человеком общества.
Очень часто можно наблюдать как взрослые люди, слыша нецензурные слова от детей, стараются не обращать на это внимание, равнодушно проходят и не делают никаких замечании. Это приводит к тому, что они сами попустительствуют и таким образом дают знать детям, что это нормально. Ребенок использую матерные слова в присутствии взрослого, не слыша замечании внутренне перестает уважать такого взрослого человека, и нецензурная лексика еще больше проникает в его душевное состояние ,нанося ему тяжелый вред. Если Вы услышали нецензурную речь - не бойтесь высказать замечание в спокойной форме, кто бы перед Вами не был, так как этот человек такими словами разрушает в первую очередь и Ваше внутреннее состояние. Вы имеете право, защищать свое внутреннее душевное состояние. Если Вы не делаете замечание, то Вы не даете шанс тому человеку измениться, поскольку может быть именно Ваши слова, Ваши спокойные замечания дадут ему понять всю опасность матерных слов и услышав Ваше замечание, он сможет преодолеть эту зависимость.
Пересмотрите свое отношение к подросткам, которые употребляют нецензурные слова в своей речи. Если необходимо сделать замечание, то не бойтесь и сделайте им замечание, покажите опасность и губительность последствий, которые несут эти слова. Дайте им возможность изменить свою жизнь и стать нравственным человеком.