"неПутевые заметки иером. Арсения (Бабаева), или о том, как два дня мы жили в Комсомольске"

2 Марта 2016   04:00

16 февраля 2016 года, под моим руководством, в г. Комсомольск-на-Амуре прибыла группа учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы поселка Циммермановка в составе двадцати человек. Детей сопровождали школьный учитель А.Ю. Шаламов и двое родительниц. Если рассматривать цель поездки в плане образовательном, то это было профориентационное знакомство будущих абитуриентов с двумя высшими учебными заведениями города. А в целом, недолгое, но содержательное двухдневное пребывание в городе Юности имело своей целью приобщить детей, проживающих вдали от культурных центров, к культурным и духовно-нравственным ценностям. Надежда Михайловна Оглоблина, доцент АмГПГУ, руководитель Духовно-просветительского центра Амурской епархии, а также Любовь Борисовна Завьялова, старший преподаватель АмГПГУ, организовали для нас, "циммермановцев" очень теплый прием: состоялась встреча с педагогами ВУЗа, для нас в университетской столовой повара готовили завтрак и обед, а проживали мы эти два незабываемых дня в общежительном корпусе университета. Несмотря на ночной рейс "Циммермановка-Комсомольск", школьники по прибытии утром в город, со свойственной им энергичностью, не добирая недовыспанных часов, но лишь подкрепившись в столовой гуманитарного университета, тут же отправились ходить "по кабинетам" высшего учебного заведения. Их не менее неутомимым гидом в этом была Любовь Борисовна Завьялова, которая лично провела экскурсию по ВУЗу. Путешествие по учебному заведению, как и полагается, началось с его "сердца" - Духовно-просветительского центра во имя святой мученицы Татианы  при АмГПГУ. Здесь Надежда Михайловна Оглоблина рассказала детям о духовно-нравственном аспекте в образовательном процессе, о значимости и актуальности Духовно-просветительского центра для студентов. После ознакомления с университетской средой и небольшого отдыха в расположении общежития, мы отправились на Сретенский бал по приглашению его организаторов. Здесь наши взрослые школьники смогли взглянуть на жизнь без "рока" или "рэпа", а в атмосфере по-настоящему достойной возвышенной, благородной классической музыки в сочетании с искусством прекрасного, изящного, грациозного танца. Впечатляет прежде всего уже сам церемониал и какое-то не покидающее чувство происходящего здесь торжества: и в красоте одежды и четкой координации и слаженности движений в такт музыки, при том, что на одной ограниченной в пространстве площадке танцует на не одна пара, а около десяти пар. Если у большинства молодежи звучащая в ушах, заткнутых наушниками mp3 плеера субкультура звука и слов "воспитывает" низменные, плотские чувства, то приобщение к высоким, несомненно более одухотворенным ценностям культурного достояния человечества, оказывает благотворное, созидательное воздействие на юные сердца. Тем более замечательно и радостно, что Сретенский бал - традиция, которая сама по себе носит религиозно-культурный характер. Так завершился первый день наших плановых мероприятий в городе. На следующий день, утром мы сели на маршрутный автобус и поехали на площадь Гагарина, где расположен Кафедральный собор города во имя святого пророка Илии. Приближаясь к храму школьники сразу решили блеснуть своими богословскими познаниями. Посчитав количество куполов на храме, они стали вслух вспоминать, что символизируют четыре купола по краям, а что центральный. В Циммермановке школьные группы каждый год посещают наш храм и перед тем, как зайти в него, я им обычно рассказываю, что то или иное количество куполов символизирует конкретные исторические и духовные реалии, например святых апостолов и Самого Господа посреди них - если куполов пять. В соборе я провел для детей полноценную экскурсию, начиная с верхнего, основного храма, затем по лестнице на клирос и колокольню, а после в самый низ - нижний или подземный храм этого собора. Все посмотрев, пощупав, позадавав вопросы и послушав, школьная группа перешла в соседнее здание - епархиальное Управление, где перво-наперво нам был предложен чай в трапезной. После чаепития, мы перешли в помещение, где расположена музейная часть епархии. У большой витрины со старинными богослужебными книгами и церковной утварью, Надежда Михайловна Оглоблина рассказала детям о представленных здесь предметах религиозного назначения. Затем в аудитории взрослой воскресной школы состоялась встреча с иереем Николаем Блохиным, который со свойственной ему экспрессивностью и живостью поведал школьникам о некоторых ярких эпизодах из своей жизни во времена безбожной власти и дал правильные и нужные напутствия нашим старшеклассникам. На это закончилось наше паломничество по святым местам и мы вновь были вынуждены вернуться на территорию опережающего социально-экономического развития - в центр Комсомольска. Но как я верю и надеюсь, после наших задушевных и духовных бесед дети хоть немножечко поняли, или хотя бы запомнили важнейшую фундаментальную истину: что развитие жизни человека, семьи, общества, города, государства, непременно должно иметь в своей основе духовно-нравственный стержень или фундамент, как залог полноценно счастливой жизни людей. После посещения собора, наша группа разделилась: кто на рынок, кто к зубному, кто отдохнуть в свою комнату в общежитии, кто в пиццерию. Кстати, насчет пиццерии.. Десятиклассники говорят мне: "Мы собрались в пиццерию, можно нам туда?" "Да, но только со мной" - сказал я им. Но пока мы ехали обратно в автобусе, дети поставили перед собой очень непростую дилемму, по крайней мере такую задачу, на проголодавшийся желудок которую решить им было сразу не просто, тем более, что в школе такого не преподают. Короче, я предложил им альтернативу, чтобы сделать правильный выбор: поскольку время пути до пиццерии и время проведенное в ней, при арифметическом соотношении, будет примерно эквивалентно времени за которое еще можно было бы посетить Комсомольский государственный технический университет, то учитывая те пару часов, что еще были в запасе до отправления в Циммермановку, нужно выбрать что-то одно. Предложенную в автобусе задачку старшеклассники решали около 15 минут, но выбрали разумный ответ, так как решается она сложением и всего в одно действие: сила воли + тяга знаний. Поэтому при общем единогласии в пиццерию мы не поехали. Так, мы напоследок посетили второй ВУЗ города. В кабинете приемной комиссии школьники получили исчерпывающие ответы те вопросы, которые они задавали педагогам как непосредственным представителям преподавательской корпорации: какие специальности, какие проходные баллы, как готовиться, как поступать, на кого поступать и т.д. Потом ребята поделились, что получили большую пользу от посещения обоих университетов. Этим завершилось наше маленькое путешествие, но с большими надеждами.

Все посетившие г. Комсомольск-на-Амуре в составе нашей группы, выражают огромную благодарность Н.М. Оглоблиной, Л.Б. Завьяловой, замечательно организовавшим наше пребывание в городе, а также Ю.П. Васильеву, директору автобусной компании ООО "Васильев (Пять звезд)", предоставившему для детей поселка бесплатный рейс до города и обратно.

Иеромонах Арсений (Бабаев), настоятель Свято-Пантелеимоновского Прихода пос. Циммерманеовка.