В Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете по инициативе Амурской епархии уже второй год готовят учителей школ г. Комсомольска-на-Амуре к преподаванию религиоведческих дисциплин курсы профессиональной переподготовки по специальности "Религиоведение" с углубленным изучением Основ православной культуры. Продолжается знакомство посетителей сайта Амурской епархии с небольшими исследованиями наших слушателей по темам, связанным с историей Русской Православной Церкви.
Галина Тютюнина. Духовный и нравственный подвиг Новомучеников и исповедников XX столетия.
В годы смуты, разорения и гражданской войны в одном селе закрывали церковь. Бойкие молодые парни, бравируя своим неверием, бросали иконы в огонь и палили из винтовок в святые лики. Молча смотрели деревенские жители на разорение церкви. И вдруг один из молодцов крикнул:
- Вот вам и доказательство, что Бога нет! Если бы он был, он бы наказал меня, так ведь? Так почему же он меня не наказывает? А потому, что его нет!
- Уже наказал, - послышался голос.
- Когда наказал? Как наказал?
- Разума лишил.
(Притча)
Богата Россия великими людьми: поэтами, художниками, героями, бунтарями, мудрецами… Но порождает Русская земля и тех, кто нужен ей как утешение за все потрясения, невзгоды и утраты, которые обрушила на нее история от монгольского ига до красного террора. Не могла не породить и земля Русская людей, сохранивших веру православную, отдавших жизнь на нашей земле за понимание предназначенности человека: знать Истину и следовать Истине.
Сколько священнослужителей и мирян отдали жизнь! Сколько православных так громко сказали о Христе своей смертью, что о них просто невозможно забыть!
Могу себе представить, сколько вопросов зададут мне: сколько, зачем, почему, для чего, нужно ли…?
Сколько их? А разве нужны точные цифры? Человеческой памяти не вместить количество мучеников, пострадавших за Христа. Человеческой памяти - не остаться равнодушным к судьбе совершенно незнакомых людей. Ведь не только их мученические кончины важны, но и жизни - тоже. В духовном горниле испытаний они сохранили величие духа и твердость убеждений. А вы смогли бы? Про себя я точно знаю, что мне такие качества не свойственны. Так разве нам нечему у них учиться?
Православные подвижники, на первый взгляд, были самыми обыкновенными, простыми людьми, ничем не отличающимися от остальных.
По рассказам, пришедший к ним человек чувствовал не подавленность и страх, а безраздельную любовь и радость. Таким был и священномученик Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский (в миру Семен Алексеевич Зернов), один из авторитетнейших иерархов Русской Православной Церкви.
В течение девяти лет, с 1914 по 1923 гг., владыка был епископом Приамурским и Благовещенским. При нем на территории нынешней Хабаровской епархии достигло расцвета миссионерское и просветительское служение, было открыто много новых церквей и монастырь.
Арестован святитель Евгений был в 1923 г. в ночь под Успение после Всенощной в Благовещенском кафедральном соборе и заключен в тюрьму. Пока архиепископ был в заключении, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: "В тюрьму для епископа хлеб". Пищи набралось такое количество, что владыка кормил заключенных. Вот вам пример величия и чистоты души. Величие данной им Богом власти и глубокое смирение перед волей Божьей. Разве это не образец христианской добродетели? А милость - это любовь, а любовь подскажет, когда (в минуты скорби или радости) и кому (блаженствующему и страждущему) молиться.
И у меня какое-то трепетное желание - молиться им, чтобы не повторялось этого больше, чтобы каждый из них жил так, как ему казалось верным. За что мучили…убивали? Ни за что. Поэтому насколько на самом деле страшно, мы даже представить не можем. И дело даже не в нас самих. За себя-то не так страшно. А вот за близких и родных - страшно очень. Через узнавание судеб святых холодеет сердце.
Священник Филипп Кузьмич Распопов пострадал за Христа в декабре 1919 года в приамурском селе Троицкое (ныне Нанайский район Хабаровского края). Вытащили его на улицу и поволокли к реке Амур. Внешним поводом для расправы могло послужить то, что однажды о. Филипп укрыл от красных партизан белого офицера. Его вытащили в дикий мороз, почти голого, на замороженный Амур, где в течение долгого времени оскорбляли и били, а потом бросили в прорубь, где он и принял мученическую смерть.
Больно представить тяжкие страдания принимающих мученическую смерть за имя Божие. Жертвой гонений стал священник Леонид Сребренников, убитый на Рождество в 1919 году в селе Лермонтовка (ныне Бикинский район Хабаровского края). Он устраивал в школе елку для детей, а вернувшись домой, был схвачен бандой большевиков и выведен на реку в жестокий мороз, где был раздет и поставлен на лед. Лед под его ногами растаял, и след его босых стоп был виден потом несколько дней. Сделав прорубь, палачи со словами: "Ну, водолаз, ты крестил, и мы тебя будем крестить", - нанесли о. Леониду несколько ударов кинжалом и опустили его под лед, где он был найден замерзшим.
Мне кажется, что новомученики шли на смерть без колебаний, а умирали, радуясь, что страдают за Христа. Перед казнью молились за своих палачей и произносили: "Да простит вас Господь!" Один из красноармейцев потом рассказывал, что когда он увидел, что этот тщедушный седой "преступник" - лицо явно духовное (епископ Макарий), у него "захолонуло" сердце. И тут же Макарий, проходя мимо выстроившихся солдат, остановился напротив него и благословил со словами: "Сын мой, да не смущается сердце твое - твори волю пославшего тебя". Впоследствии этот красноармеец был уволен в запас по болезни. Незадолго до смерти он сказал своему врачу: "Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце, когда он проходил? А ведь он узнал и благословил из жалости…".
Когда читаешь жития новомучеников, невольно сомневаешься: может ли человек перенести такое? Человек, наверное, нет, но христианин - да.
Принимая мученическую смерть, они были полны внутренней свободы, их влекли на страдания те, кто "не ведал, что творит" и кто понимал, что казнит святых. А ведаем ли мы, что обретем разум? Я с уверенностью могу сказать: "Обретем!" Обретем веру - значит обретем разум.
Православная вера - источник обновления.
Православная вера - путь к благоденствию и могуществу, которые не связаны с материальными ценностями. Они другие - надмирные.
Православная вера - духовная сила русского народа.
Только храни веру православную, Россия!
За то, что ты смиренна
Что в чувстве детской простоты...
Глагол Творца прияла ты,
Тебе Он дал Свое призванье,
Тебе Он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел,
Xранить племен святое братство,
Любви живительный сосуд
И веры пламенной богатство,
И правду…
Твое все то, чем дух святится,
В чем сердцу слышен глас небес,
В чем жизнь грядущих дней таится,
Начало славы и чудес.
А.С. Хомяков