Исцеление
(полная версия)
Иеромонах Арсений (Бабаев), Л.Б.Завьялова.
Исцеление - это "восстановление гармонии между духом, душой
и телом человека. ...возрождение целостного человека".
(Священник Сергий Вогулкин, профессор, д-р мед. наук)
Вирус тотального поражения.
С каждым годом, информация, наполняющая интернет пространство и телевидение, оказывает все более мощное воздействие на жизнь людей. Влияние это настолько тотально, что под воздействием определенного рода рекламы, кино, музыки, телепередач, в современном мире сформировались и продолжают формироваться новые системы ценностных ориентаций общества. Надо признать, что ограничения на массово распространяемую информационную продукции весьма условны, так как, если и ограничивают её по нравственным критериям, то в основном лишь в виде внешних рамок соотношения по возрастному признаку (0+,12+,18+). И уж тем более это не про интернет. Информационная война ведется по многим стратегическим уровням и что главное, эта война даже далеко не для всех заметна или не всерьез воспринимается большинством. Но тут все катастрофически серьезно. Масс-медиа обладают колоссальным потенциалом влияния на общество, а их власть фактически не закреплена законодательно. Чтобы установить контроль над сознанием и поведением как отдельного человека, так и целого народа, то есть сферу влияния, определенные круги целенаправленно стремятся изменить общественное мнение, внедрить в сознание общества новую систему ценностей, идеологию. Сегодня самым эффективным для этого средством и является масс-медиа.
Наш народ имеет традиционную, незыблемую, проверенную 1000-летним опытом систему духовно-нравственных ценностей. И если мы видим, что когда явно или прикрыто имеющие проблемы с нравственностью новые идеи и ценности, навязываются обществу как признанная норма, как гарант успешности или как веяние, звучащее в тон духа современности, тогда нужно скорее очнуться!
Так, например, на протяжении последнего времени масс-медиа, все больше фокусируют внимание людей на заботе исключительно о теле. Две другие, более первичные по отношению к телу составляющие человеческую природу - дух и душа игнорируются. К чему это приводит? К патологической озабоченности людей телесной жизнью, к забыванию того, что тело живет душой, а душа в свою очередь духом. В результате, дух вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души, питаясь этой самой душевностью (тем, что обычно не совсем точно называют "духовными ценностями" - художественной литературой, музыкой, зрелищами и т.д.); душа в свою очередь начинает жить жизнью тела, служить ему, удовлетворять его плотские похоти и интересы. А когда здоровье, деньги, наслаждения становятся для человека самоцелью, то это и приводит к ценностной переориентации внутри самого человека на бездуховность и безнравственность, что выражается в таких пагубных античеловеческих формах, как аборты, нацизм, попытки сведения физически или психически неполноценных на уровень недочеловеков, легализация эвтаназии, однополых браков и педофилии в Европе, секспросвета в школах. Здесь нельзя не вспомнить печально известные города Содом и Гоморру и то, во что превратились эти два города за свои деяния. В Мертвое море!
Искажения первозданной иерархичности между духом, душой и телом в жизни человека, естественно приводят и к другим бедствиям: массовым разводам в обществе, распадам семей, к алкоголизму, к наркомании и игромании, к бесчисленным болезням - духовным, душевным и телесным. О последнем и пойдет речь в данной статье.
Главное - здоровье, а счастье приложится?
Любовь Борисовна Завьялова, старший преподаватель кафедры информационной безопасности, информационных систем и физики "АмГПГУ" г. Комсомольска-на-Амуре, в своей статье "Религия здоровья" задает принципиальный вопрос: "А действительно ли здоровье должно идти первым пунктом? И почему как никогда популярен лозунг «Главное – здоровье!»? Прямо аксиома какая-то, не нуждающаяся в доказательствах". Автор статьи подчеркивает, что такое мнение начало массово распространяться и закрепляться именно в новейшее время человеческой истории. Факт совершающейся подмены жизненных ценностей в сознании сегодняшнего человечества не мог остаться незамеченным и для врачей-психологов. Л.Б.Завьялова замечает: "новые тенденции особенно заметны врачам. Известные детские психологи И. Медведева и Т. Шишова в одной из своих книг на данную тему пишут: «Не берёмся точно определить когда, но полвека-то уж точно здоровье стоит в ряду основных ценностей человеческой жизни. А в последние годы всё уверенней претендует на место самой главной ценности»". Люди очень прочно усвоили формулу: «Главное - здоровье! Остальное приложится». Более того, эту "аксиому" многие люди сейчас накладывают даже на понимание того, зачем им нужен Бог, кода мыслят о Нем в категориях "помогает", "не помогает".
Евангелие учит, что если Бог не попустит, тогда никакая болезнь человека не коснется. Мы часто болеем и кто-то больше, а кто-то меньше, кто-то привык болеть, кто-то устал болеть, а кто-то болен смертельно. И вот, тут встает вопрос: о каком изменении помышляет человек, когда обращается к Богу в болезни? Если человек требует от Бога исполнения своей воли, но игнорирует при этом волю Его, требует, чтобы Бог его услышал, а сам не желает слушать Бога, то это означает только одно. Будь он, человек здоров телом даже на 150%, то никакой пользы и никакого счастья здоровье ему не принесет, потому, что больна его душа. Чем? Гордостью. Он хочет, не изменяя себя, изменить под себя Бога.
Кому кого изменять?
Еще 2000 лет назад кое-кто уже пытался изменить волю Божию под себя, когда в Иудейской пустыни трижды предлагал Христу обменять временное на вечное и великое на ничтожное. Это была попытка подчинить себе Бога. Но Бог - Неизменяемый, Всеведущий, Благой, Совершенный Дух, Творец вселенной. Изменять Его волю означало бы поправлять Бога, подстраивать Его под себя, вносить коррективы в то, что для Него желанно и важно и в конечном счете изменять Самого Бога, а это означало бы сделать Его ограниченным и бессильным. Но не Его жизнь в наших руках, а наша - в руках Его. Существование всего мира в целом и жизнь каждого существа в частности Бог непрестанно поддерживает Своей благодатью, то есть Божественной энергией. Он знает и наши мысли, и наши чувства. В Его руках всё: и жизнь и смерть, и настоящее и будущее, и здоровье и болезни. Так кому чью волю вперед исполнять? Бог сотворил человека для жизни, а не наоборот. Человеку следовать за Богом, а не Богу за человеком.
Поэтому, конечно мы не можем изменять волю Божию под себя, но мы можем изменить волю собственную, самих себя (свои мысли и желания). Ведь, что крайне важно, это то, что как раз этой-то собственной переменой, переменой собственных мыслей и желаний, мы можем кардинально повлиять на то, будет ли нас слушать Господь или нет. Все дело в том, что по отношению к нам Он действует сообразно с тем, на что мы направляем свою волю. Зависящая от нашей свободной воли греховная причина болезней - это отсутствие покаяния, нежелание измениться. Многие сейчас не хотят ничего в самих себе изменять, поэтому и к Богу относятся ненормально. Примерно так: "Сделай мне то, дай мне это, а я Тебя в другой раз послушаю". Часто у людей надменных бывает и такое. Когда они или их близкие тяжело заболевают, то затаивают обиду на Бога, не хотят о Нем слышать, тогда как совсем не Бог причина их страданий, а они сами. Когда человек творит грех, зло, тогда он нарушает законы собственного бытия, результатом чего является разрушение человеком самого себя, болезни духа, души и тела. Человек по своей природе изначально был сотворен всецело добрым и чистым. Поэтому, развивая в своей душе греховные страсти, то есть, неестественное для самого себя, он тем самым, хочет того или нет, и свое тело подвергает естественному следствию такого развития - различным болезням. Мало того что Бог - не причина болезней, Он как раз наоборот помогает исцелиться от самих внутренних причин этих болезней всем, кто к нему с верой обращается.
Если мы уничтожаем греховную причину болезней, зависящую от нас: начинаем менять свое отношение к жизни, к самим себе, к людям, к Богу - в лучшую сторону, просим Господа простить наши грехи и исцелить, то тогда Господь совершает то, что зависит уже только от Него - исцеляет больную душу. И если душа выздоровела, то тогда Господь часто помогает ее телу: укорачивает или уменьшает, или полностью уничтожает болезнь тела, возвращая ему здравие. Поэтому, обращаясь к медицине для врачевания тела, человеку необходимо одновременно позаботиться о духовно-нравственном состоянии своей души. Еще Сократ сказал: "Нельзя врачевать тело, не врачуя души". Иначе это будет всё равно, что укреплять стены дома с прогнившим, развалившимся основанием: каждый раз ставим стены, заваливаем завалинки и все равно, то в одном, то в другом месте дом валится.
Счастье - здоровье, или счастье - любовь?
Преподаватель гуманитарно-педагогического университета Л.Б. Завьялова в своей статье указывает и на тот факт, что в отношении многих современных людей к своему телесному здоровью, явно прослеживаются признаки культа (почитания, поклонения) - "поклонения здоровью как новому божеству". Естественная потребность заботы человека о своем физическом состоянии, переросла сегодня в культ поклонения телесному здоровью. Это выражается в том, что человека все меньше волнуют своя душа, Бог и вечность. Все больше он переживает о собственном теле, которое завуалировано начинает боготвориться: ради своего здоровья, своего эгоизма, человек отводит на второй план другую ценность - любовь к Богу и близким. Вот она где подмена! - когда все переживания, тревоги, беспокойства, фобии, мысли людей, начинают вращаться преимущественно вокруг их изменчивого физического состояния, Это замкнутый круг. Да, физическое здоровье является ценностью, к которой надо бережно относиться, но надо понимать, что это только земная, временная ценность, а потому ею не могут быть обусловлены ни смысл человеческой жизни, ни полнота человеческого счастья. Если счастье не в здоровье, то в чем?
Нельзя не согласиться с тем, что человек может быть счастлив только тогда, когда имеет любовь. Та полнота радости, которую мы называем счастьем возможна только тогда, когда человек будет любить и будет любим.
Итак, может ли больной человек быть счастливым? Да конечно может! И есть множество примеров в подтверждение тому, что полноту счастья человек обретает именно в любви. В своей статье Л.Б. Завьялова приводит замечательные слова митрополита Антония Сурожского, который в книге «Пробуждение к новой жизни» пишет: "На этих днях я посетил в больнице юношу Георгия, который вот уже почти три года умирает от неисцельной болезни и сейчас почти дошёл до порога смерти, до порога вечности. В беседе с ним я услышал такие слова: «Я самый счастливый человек на свете, потому что я окружён такой любовью – и со стороны Бога, и со стороны родных и окружающих меня людей». Это говорит человек, который два года с лишним умирает, которому возврата к жизни нет, которому путь только в вечность, причём не без страдания. Вот что делает любовь. Потому что он так любим, ему нипочём его болезнь и его умирание". Анализируя слова владыки Антония, Л. Завьялова заключает, что "кроме потребности в телесном комфорте у человека есть ещё и потребность в любви. Эта потребность ничуть не меньше, а может даже больше чем первая". И не просто может больше, а бесконечно больше первой. И даже если все отвернутся от больного человека, то Бог не отвернется никогда. Важно научиться не просто верить, а доверять Господу: даст выздоровление, слава Богу! Не даст выздоровления, тоже слава Богу! Всё, что Господь делает, или наоборот, не делает, - все ради нашей же пользы. Бог нас бесконечно любит, а потому всегда действует с точки зрения спасения нашей вечной, бессмертной, драгоценной души. Если спасется душа, то спасется и тело. Поэтому надо понять, что само по себе телесное выздоровление - не самоцель, бесконечно важнее - исцеление больной души. Здесь мы подошли к тому, что называется иерархией духовно-нравственных ценностей.
Направление любви.
Христос, как Творец человека, как знающий все физические и духовные законы бытия, еще двадцать столетий тому назад расставил те приоритеты в иерархии человеческих ценностей, от которых напрямую зависит истинное счастье каждого. Он прямо указал на то, что здоровье - не самоцель и отнюдь не самая главная ценность. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам". Здоровье является только одним из составляющих того, что в нужной мере прилагается нам, когда мы ищем близости Божией, а не наоборот. наибольшая заповедь в законе? На вопрос, какая наибольшая из всех ценностей, Христос ответил: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоими" и "ближнего твоего, как самого себя". (Матф.22:37-39). А всё остальное приложится...
Цель нашей жизни - соединиться с Богом. Да, Своей животворящей Божественной энергией Бог присутствует в теле каждого человека и каждого существа, в противном случае, жизнь тела не поддерживаемая Божественной благодатной силой немедленно прекратилась бы. Но наше личное вхождение в Божественную внутреннюю жизнь, – это наша цель, к которой мы сами стремимся. Входит Бог в нас чрез святое Причастие, подаваемое в храмах, почему и жизненно важно, живя на земле, причащаться - до самого последнего нашего издыхания. Потому, что если мы не соединяемся с Богом в земной жизни, то не сможем быть с Ним и в жизни вечной. "Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?" (1Кор.10:16). О Божественных Теле и Крови Христовых Сам Господь сказал: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни". (Иоан.6:53)
Болезнь - как средство.
Вообще, что касается болезни физической, то она является даже средством исцеления болезни души. Главный смысл жизни не в здоровье, не в земле, а в вечности, в Боге. Поэтому у болезни есть две стороны, о которых сейчас редко даже задумываются. Болезни - следствие греховности и в самих же болезнях - средство очищения души от этой греховности. Господь "телесными болезнями врачует душевные недуги" (преп. Макарий Оптинский). "О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство!" (свт. Тихон Задонский). "…Дело в том, что зло так сплелось с нашим существом, так вросло в наше сердце, что процесс освобождения от него всегда сопряжен с болью" (Еп. Александр Милеант). Болезни, которые мы воспринимаем как зло для себя, Бог попускает для нашего блага: в "образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин" (Святитель Феофан, Затворник).
А дети?
Часто у людей не церковных возникает вопрос: "А за что страдают дети?". На это хорошо ответил профессор МДА, А.И. Осипов на одной из встреч с молодежью:
"Мы совсем забываем о такой простой вещи, что дети не сами по себе существуют, а они часть нашей плоти, нашей крови, нашего духа. Наши, а не отдельно. Это не горошины, которые откатились. ...Какие мы, таких будем ждать и результатов в отношении наших детей. ...Все, что происходит с нашими детьми - это закономерный плод нашего состояния. Мы слишком стали "хороши". Как святые отцы говорили, в последние времена люди станут в первую очередь, что? Горды. "Мы слишком хороши! И как же это с нашими детьми происходят такие вещи? За что дети страдают?" Они не за что страдают, а почему страдают. Не смешивайте пожалуйста. Нет никакого юридизма в отношении наших страданий. Никакого. ...Вопрос проистекает только от туда, что мы не видим органического единства наших детей с взрослыми. ...Дети - это показатель нашего духовного, в первую очередь, состояния. ...Мы виноваты. Единственный путь - это путь покаяния в тех грехах, которые мы в себе должны видеть".
Заключение.
Не только состояние физического здоровья, а вся вообще наша жизнь в целом, находится в руках Бога, Который всегда видит мысли, чувства и желания каждого из семи миллиардов человек и сообразно этому всеведению действует, печется о каждом: "… вместе со всеми творениями, и ты состоишь под единым Владыкою, Который единым мановением приводит все в движение, и колеблет, и укрощает, и ускоряет. Ни один раб не может сделать вреда кому-либо из подобных ему рабов без попущения о всех Промышляющего и всем Управляющего. ... Если и дана иным свобода, то не во всяком деле. Ибо ни демоны, ни губительные звери, ни порочные люди не могут исполнить воли своей на вред и пагубу, если не попустит сего изволение Правящего и не даст сему места в определенной мере. Он и свободе не попускает приводить все в действие. А если бы не было то, не оставалась бы в живых никакая плоть. Господь не позволяет, чтобы к творению Его приближалась власть демонов и людей и исполняла на ней волю свою." (преп. Исаак Сирин).
Кратко обобщим рассмотренное в статье. Исцеление необходимо, в первую очередь душе человека. Больная грехом душа не видит счастья, потому, что не любит, не любит, потому что удалилась от Бога, удалилась от Бога, потому, что больше возлюбила себя и все временное.