РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Преосвященного епископа Амурского и Чегдомынского НИКОЛАЯ

6 Января 2024   12:59

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ 

Преосвященного епископа Амурского и Чегдомынского НИКОЛАЯ

пастырям, монашествующим

и верным чадам Амурской епархии 

Вифлее́меугото́вися,/ благоукраси́тесяя́сливерте́пеприими́: И́стина прии́де.

(Стихира первого часа навечерия Рождества Христова) 


Всех Вас, всечестные Отцы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры, исполняясь чувством духовной радости, сердечно поздравляю с величайшим праздником - Рождеством во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!  

Божией милостью мы дожили до того радостного момента, когда вновь становимся свидетелями события, заключающегося в том, что ради нашего спасения в этот мир приходит Новый Адам; когда Новая Ева лишает нас проклятия; когда появляется новый Моисей, простирающий руки свои ко Господу, прося милости своему народу; когда жезл Иессея прорастает вместо жезла Аарона и проливает свет во всемирную тьму, – Христос рождается! 

Рождество Христово - это великий Праздник, наполненный тихой радостью, которую принесла на землю великая Божественная любовь. «Бог есть любовь» (1 Ин.4.8), которая наполнена миром, радостью и блаженством. Одним из свойств Божественной любви является то, что любовь не может замыкаться сама в себе, любовь всегда открыта, она хочет, чтобы и другие были причастниками ее блаженства. Именно ради сего Божественная любовь создала человека: Бог, наш Творец и Создатель, восхотел, чтобы мы, люди, стали причастниками того блаженства, радости и мира, которыми наполнена Божественная природа. 

Свершилась «великая благочестия Тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). Мир жил своей обычной жизнью, в которой неправды было больше, чем правды, зла больше, нежели добра, в котором ненависть была в большем почтении, нежели любовь. В такой порочный мир скромно и тихо приходит Предвечный Бог. Как Творец и Владыка всего мира. Господь мог бы родиться в самых роскошных царских палатах, в окружении самых великих и сильных мира сего, но Сын Божий пришел не для того, чтобы воспользоваться земными достижениями, созданными падшим человеческим разумом, а для того, чтобы падшего человека возвратить в Рай. Господь родился в убогой пещере, которая была образом опустошенной грехом человеческой души и которая превратилась в светлый чертог Небесного Царя. Святые Ангелы летали над благословенной пещерой и пели дивную песнь: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). 

Святые евангелисты рассказывают, что Господь не во славе Своей, а в нищете вступил в борьбу со злейшим врагом рода человеческого. Он противопоставил дьяволу именно человеческий слабый образ и природу, но без всякого греха. Сын Божий в Своем воплощении Сам становится долгожданным миром. 

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Мир есть Сын Божий, пришедший на землю и вочеловечившийся. Через Него пришло и благоволение, или присутствие Бога в людях, потому что Бог Отец через воплощение Сына удовлетворился и опочил в людях, и благоволил через Сына Своего опять примириться с человеком, ставшим было врагом Богу через грех, и опять наполнить его божественной жизнью, которой он лишился через преступление, как говорит и апостол: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5, 1). «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2, 14)». Итак, для того чтобы победить грех, Спаситель берет на Себя безгрешную плоть, а чтобы преодолеть дьявольскую силу, Он принимает человеческую немощь. И потому, чтобы показать нам, что немощью Божией мы можем побеждать даже силы зла, Он Сам рождается немощным Младенцем. Сегодня как никогда нам необходима эта немощь Божия, чтобы исполнять заповедь святого апостола Павла: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Немощь Христова характеризуется не недостатком силы, а полным отсутствием гордости, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5). Если мы примем в свое сердце этот великий дар смиренной немощи, то и страдание станет радостью, и нищета – богатством.  

Мы видим, что для того, чтобы победить диавола, Богу нужно было стать немощным Младенцем. Поэтому не будем больше спрашивать с Давидом: «Укажи мне, Господи, путь, по которому я пойду» (Пс. 142:8), ибо у нас есть четкий ответ: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Смиренная немощь Христа поможет нам в минуты отчаяния и немощности перед этим миром. 

Сегодня день мира и Божия благоволения, и мы, православные христиане, смиренно поклоняемся своему Творцу и Создателю и благодарим Его за то, что Его любовь не оставила нас, грешных. Мы, люди, отвернулись от Бога, но Бог не отвернулся от нас: Бог пришел на землю, взял на Себя нашу человеческую природу, очистил и освятил ее и вернул нам потерянный Рай. 

Возлюбленные во Христе всечестные пастыри, боголюбивые монахи и монахини, дорогие братья и сестры! В день рождения по плоти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сердечно поздравляю вас и желаю всем нам принять в наши сердца новорожденного Богомладенца. Пусть Господь укрепит нас Своим смирением, обогатит любовью и терпением к ближним, а Его немощь станет для нас великой силой против врагов видимых и невидимых. Христос рождается! Прославляем Его! 

                                                                                                                                                                                                                  

 

НИКОЛАЙ, ЕПИСКОП АМУРСКИЙ И ЧЕГДОМЫНСКИЙ 

 

Рождество Христово 

2023/2024 г. 

г. Комсомольск-на-Амуре 

© 2012, SDN