Иеромонах Арсений (Бабаев). «Цифровой пантеизм»: человек в интернете и интернет в человеке. Аналитический доклад

23 Июня 2021   18:50

«Цифровой пантеизм»: человек в интернете
и интернет в человеке

 

Аналитический доклад

 

Иеромонах Арсений (Бабаев)

 

г.Комсомольск-на-Амуре

2021 год

 

 

Стирание границ между реальным и виртуальным

 

Что является главной отличительной чертой наступившей эпохи? Вовлечение народов и государств Земли в единые экономические, культурные, информационные, политические процессы. Этот процесс получил название «глобализация». Один из главных инструментов такого вовлечения - встраивание всего населения планеты во Всемирную интернет-паутину с ее социальными сетями, сервисами и всевозможными онлайн платформами. Но к чему этот проект ведет, мы испытываем на себе сейчас так, как никогда раньше. Мы теряем свободу. Сегодня все больше и больше стираются границы между реальной жизнью и виртуальной. Сохраним ли мы свободу действий, мыслей, вероубеждений в меняющемся на наших глазах мире - зависит сейчас от нашего выбора, от того, что мы выбираем - каждый день, каждый час, каждую минуту.

В изложенном здесь материале предлагается рассмотреть два основных вопроса о глобальных тенденциях, наиболее опасных по своим последствиям. Это вопрос о риске полной утраты человеком личной свободы в мире нового технологического уклада и вопрос о компьютерных технологиях, направленных на изменение (трансформацию) природы самого человека в эпоху четвертой технологической или промышленной революции, которая уже началась.

Сегодня огромная часть человечества уже с трудом представляет свою жизнь без интернета. Вместе с тем многие согласятся, что главное не перейти ту грань, за которой находится целиком виртуальная жизнь. Но что мы видим и сами переживаем в действительности? Все что нас окружает и мы сами, все стремительно переносится в Сеть, переходит в цифровой мир, встраиваясь во всемирную паутину. Слово "неживой" отлично подходит в качестве синонима к понятию виртуальный. Виртуальным становится все: информация (огромный ежедневный информационный поток новостей СМИ), люди (их виртуальные образы, виртуальные знакомства, вируальное общение в соцсетях и бесконечные переписки в мессенджерах), образование (переход на дистанционную онлайн образовательную площадку без живого взаимодействия людей), покупки, сами деньги (переход к цифровой валюте для последующей отмены наличных денег), отдых (неживые игры, неживая музыка, неживой сюжет очередного голливудского фильма), наконец, сам человек (теперь уже и сам он оцифровывается).

Но что самое характерное, в итоге люди сами все больше предпочитают виртуальную жизнь реальной, фактически находясь в режиме онлайн непрестанно. Но вместе со всеми этими сетевыми прелестями изменяется сам человек, перестраиваются его потребности, его мировосприятие и само сознание. А далее, в таком человеке начинают формироваться все предпосылки для перехода на следующий этап техногенного фактора: добровольного желания "переделать" самого себя, выйти за пределы биологической ограниченности изменив (или «дополнив») собственное тело, мозг, сознание технологиями, то есть, стать объектом глобального технологического эксперимента по изменению самой концепции человека, приверженцем трансгуманистической идеологии.

Всемирная Сеть выступает как главное (по скорости и объемам) техническое средство распространения информации. Чтобы что-то найти, достаточно указать ключевую фразу в глобальной поисковой системе "Google" или "Yandex", после чего найдете не только вы, но найдут и вас: таргетированная реклама будет каждый день навязывать вам всевозможные услуги и товары. В целом влияние всемирной паутины, выявляющей потребности каждого человека через его действия в сети, оказывает на психику людей такое колоссальное воздействие, что мышление и поведение людей становятся подконтрольны, управляемы владельцы глобальных информационно-управляющих сетей могут ими манипулировать, зомбировать - через СМИ, через киноиндустрию, масс-медиа, формировать общественное мнение, потребительские тенденции общества и менять их в нужную им сторону,  чтобы все плыли по одному течению. На наших глазах формируется переход к мировому «цифровому правительству». Создается такая всеохватывающая сетевая среда, цифровизация всего и вся, которая все больше и больше погружает человечество в сетевой или "цифровой" образ бытия. Выпускаются все более "продвинутые" устройства, без которых очень многие люди сами уже не представляют своей жизни. Эта виртуальная среда встраивает людей в свой "мир", в котором свои правила и законы. 

В потребителях сети с детства развивается неестественное для человека "сетевое мышление". Сетевой человек перестает осознавать последствия своих поступков в реальном мире, так как в социальной сети можно скорректировать любое действие. В результате человек не в состоянии правильно интерпретировать внешний мир. Такое «интернет-сознание» целиком ориентировано на рассеянное и легкомысленное потребительство, бездуховность, право на всё - такое же неограниченное, как неограниченное пользование сетевыми ресурсами. Надо признать, что ограничения на массово распространяемую информационную продукцию весьма условны, так как, если ее и ограничивают по нравственным критериям, то в основном лишь в виде желательных рамок, маркеров: 0+,12+,18+. Соответственно, через подключение к практически неограниченным ресурсам глобальных сетей, дети и молодежь, помимо доступа к образовательным ресурсам, имеют доступ и к той текстовой, видео и аудио информации, которая их нравственно и духовно развращает. Почему миллионы детей и подростков имеют в сети свободный доступ к убийственному и развращающему контенту? Это самый настоящий нравственный геноцид. В детской и молодежной среде огромной популярностью пользуются многочисленные компьютерные игры различных жанров. И не секрет, что практически все развлекательные виртуальные игры культивируют эгоизм, ненависть, жестокость, насилие, разврат, оккультизм (магизм) и прочую виртуальную вседозволенность. А также согласно исследованиям психологов, являются одной из главных причин насилия в реальности, например, школьного терроризма (school shooting — «школьная стрельба»). А разработчики и дизайнеры игр делают их максимально реалистичными, что способствует глубокому личному психоэмоциональному вживанию в пространство игры и переживанию ее сюжета как действительности. Но виртуальные миры (вообще цифровой мир) нельзя назвать добром, им чужды духовно-нравственные идеалы и ориентиры. Виртуальный мир - проекция с мира человеческого, а потому, как и в мире нашем человеческом реальном, там добро перемешано со злом. Виртуальный мир - мертвый мир, потому что в нем нет естественной жизни. Здесь очень важен и философский, и конечно, богословский анализ происходящего, поскольку в данном контексте глобальный виртуальный технологический мир с размытыми ценностями, творимый трансгуманистами, выступает даже как антипод Царства Небесного, сотворенного Богом, о котором возвещает Слово Божие, Священное Писание. Виртуальный мир - это своего рода "антирай": виртуальная альтернатива, противопоставляющая себя духовной реальности, как антипод духовности. Это два противоположных образа жизни и существования, это два разных мира. Происходит поразительная и беспрецедентная в жизни человечества подмена духовного на виртуальное.

Если христианство возвещает, что подлинное совершенствование человека заключается в приобщении к Богу, во внутреннем нравственном перерождении и благодатном преображении личности, то трансгуманистические корпорации сводят понятие совершенства человека к совсем другим смыслам. Для них совершенствование - это концепция “усиления человека” через человеко-машинный симбиоз, создание "гибридной личности". А техническими средствами и продуктами рынка "совершенствования" здесь выступают нейроинтерфейсы, новые (сенсорные) органы чувств, стимуляторы для мозга, гаджеты, импланты, чипы и т.д. 

При создании далеко заходящих технологических инноваций под предлогом "улучшить" жизнь, не учитывается или прямо игнорируется обстоятельство, которое является колоссальным фактором в деятельности людей и которое нельзя забывать. В свете христианского учения мы знаем, что общество является духовно больным - еще с момента грехопадения первых людей.  История человечества наглядно доказывает нам важнейшую закономерность: создание и использование любых средств технического прогресса обществом, которое главным образом ориентировано не на традиционные духовно-нравственные ценности, а на материальное или псевдо-духовное потребительство, приводит к трагическим последствиям. Поэтому духовное разложение общества всегда является и основной причиной экономического, демографического, культурного, военно-политического (гражданские войны, революции) кризисов, ну и конечно причиной кризиса системы образования. А современное человечество находится именно в состоянии глубокого нравственного упадка и духовного кризиса. Соответственно, повсеместное внедрение цифровизации и сама эпоха искусственного интеллекта абсурдно рассматривать как какое-то благо прогресса. Это безусловно ведет к еще более сильному духовно-нравственному разложению общества, народа, человечества.

На этом можно было бы и остановиться, но в связи с повсеместным внедрением информационных электронных технологий, мир постепенно подходит к еще одной катастрофе, к которой ведут процессы, о которых мы только что сказали. Это постепенное формирование единого мирового правительства, сводящего людей на уровень электронного рабства, людей, лишенных свободы жизнедеятельности вплоть до свободы вероисповедания. Об этом, как о последней и самой большой катастрофе, являющейся последствием человеческого грехопадения, сказано в Откровении Апостола Иоанна Богослова -  последней книге Библии. Но вместе с тем Откровение возвещает миру Благую весть: конца света не будет! Будет конец тьмы. Потому что после всех этих событий будет Всеобщее Воскресение всех людей и Божий Суд. А затем, новое небо и новая земля, очищенная от всякого зла (см. Откр.21:1). Это вечное Царство Божие, Царство Света, куда войдут любящие Бога.

 

Трансгуманизм - технология расчеловечивания,
лежащая в основе цифровизации

 

Вопрос направления развития науки, образования, культуры зависит от определенной системы ценностей, системы мировоззрения. В середине ХХ века возникла новая разновидность гуманистического мировоззрения, которая получила название «трансгуманизм». Этот термин в современном значении одним из первых использовал и популяризовал биолог-эволюционист, первый генеральный директор ЮНЕСКО Джулиан Хаксли в 1957 году. Хаксли был членом Британского общества евгеники. А генная инженерия человека - один из основных инструментов трансгуманизма. Ядро философской концепции Т. - расчеловечивание: переход жизни человечества в цифровой виртуальный формат бытия и изменение самой парадигмы человека.

 Трансгумани́зм (от лат. trans — сквозь, через, за и homo — человек) является идеологией, которая представляет сегодня очень широкое и влиятельное международное движение, возглавляемое крупнейшими надправительственными транснациональными корпорациями, такими как "Google" (один из самых активных архитекторов трансгуманистической революции), "Apple" и другими глобальными корпорациями. Вопросами технологических разработок идей Т. занимаются специалисты в области нейронаук и нанотехнологий, работающие в правительственных агенствах и ведомствах, таких как DARPA (военное агентство Минобороны США по передовым исследованиям) и NASA. В России Т. оформился в 2000 году, когда была образована общественная организация "Российское трансгуманистическое движение".

Идеологи концепции трансгуманизма с его проектами говорят о том, что человек - существо ущербное, несовершенное, что человек должен выйти из под биологических ограничений собственной природы. Цель проекта - трансформировать человека, изменить саму природу человека, саму парадигму его жизни. Соответственно Т. в самой своей основе является античеловеческим движением, направленным на отказ человека от собственной природы, на переход от человечества к постчеловечеству. Т. добивается технологического выхода из человеческой природы и перехода в состояние постчеловека - уже другого существа. Т. внедряет свои проекты под предлогом "улучшения" природы человека: увеличения продолжительности здоровой жизни, расширения интеллектуальных и физических способностей и возможности контроля над собственными психическими состояниями. Для этого предлагается биоинженерия человека с использованием последних достижений в биомедицинских технологиях, генетике, нейронауке, нанотехнологиях, компьютерных технологиях и создании искусственного генома человека. В идеологии трансгуманизма человек переделывается в "сверхчеловека": либо в виртуально-цифрового человека, либо в нано-киборгизированного, либо в генно-модифицированного человека.  

Это самое безумное в истории вторжение в область неприкосновенного священного творческого акта самого Бога, поскольку программа направлена на расчеловечивание людей, то есть на изменение изначально заданного Творцом образа, по которому был сотворен человек. В свете Библии человек был сотворен с изначально заданной природой - по образу Божию. По этой причине, например, в мире сейчас ведётся очень активная пропаганда трансгендерного образа жизни, начиная уже с детского возраста.

Ведущую роль в раскручивании трансгуманизма сыграл английский философ и футуролог Макс О'Коннор, взявший себе псевдоним Макс Мор. Хотя идеология постчеловека выступает под маркой науки, ее оккультные мистические корни хорошо проявились в одной из статей Мора под названием «Во славу дьявола», напечатанной журналом «Либертарианский Альянс» в 1991 г.

Таким образом, трансгуманизм с его проектами - не просто античеловеческая идеология, а в сущности богоборческий проект. Медиамагнат, мультимиллионер Дмитрий Ицков, основавший в 2011 году движение "Россия 2045" даже сформулировал двадцать четыре "заповеди жизни неочеловека" (человека-киборга). Вот некоторые из них:

  • Цель неочеловека – превзойти свою человеческую природу и стать космическим сверхчеловеком, а затем богочеловеком.
  • Конечная цель неочеловека – стать бессмертным, всемогущим, вездесущим богочеловеком, Творцом миров и галактик.
  • Неочеловек – человек, живущий ради великой грандиозной цели, …это неочеловечество, неоцивилизация бессмертных, богоподобных, всемогущих боголюдей."

После этого нельзя не обратиться к страницам Библии, чтобы вспомнить известный диалог между змеем (дьяволом) и Евой в раю, вспомнить ту ложь и лесть, которую сказал змей: "в день, в который вы вкусите их, - то есть, запретных плодов, - откроются глаза ваши, и вы будете, как боги (Быт.3:5). Христианство также хранит древнее предание том, что было сказано ангелу, который противопоставил себя Богу и вследствие этого стал сатаной. «Кто, как Бог?» - этим возгласом Архангел Михаил остановил восстание возгордившегося денницы, посчитавшего себя равным Богу, и сверг его с небес, когда тот противопоставил себя Богу: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой...; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14;13–14). А теперь, давайте сопоставим слова змея-искусителя с "заповедями" Д. Ицкова: «Конечная цель неочеловека – стать бессмертным, всемогущим, вездесущим богочеловеком...» Кто дал право ученым в области нейронаук и нанотехнологий заниматься исследованиями по созданию "боголюдей"? Такие «полномочия» - немыслимое, кощунственное вмешательство, оскорбляющее, унижающее человеческое достоинство, как творения Божия.

Итак, трансгуманизм - это научно-оккультное движение, претендующее подменить своей концепцией и человека, и Самого Бога. Это мировоззрение перечеркивает культуру, религию, тысячелетние традиции, для которых подлинное совершенствование человека является духовно-нравственное становление его личности, а не процесс его скрещивания с технологиями. Идеология Т. ставит своей целью осуществить разрыв, разобщение в человеке его фундаментальных основ: телесной (тела) и духовной (души), поскольку планирует заменить телесную основу человеческой природы на чужеродную, техногенную, трансформировать человека в бесполое, искусственно размножающееся существо.

Все компьютерные "усовершенствования" человека будут параллельно сопровождаются большим сужением границ его свободы - вплоть до свободы вероисповедания, прежде всего христианства, потому что трансгуманизм проповедует технологическое всемогущество и вездесущие человека, а это свойства, присущие исключительно природе Единого Бога. Во-вторых, христианство никогда не ставит вопрос достижения физического бессмертия, потому, что он уже давно разрешен в связи с верой во Всеобщее воскресение. Душа итак бессмертна, а тело воскреснет. При этом и душа и тело – не самобытны, а находятся в прямой связи и зависимости от Божественного Начала - Бога, Который поддерживает их жизнь Своими божественными энергиями, то есть наполняет их жизнью.

Как изначально немыслимое может стать "нормой" в масштабах целых государств, мы уже убедились, так как немыслимое становится уже государственной политикой. Это получило название "Окно Овертона" - один из главных инструментов глобализма. Это политический метод, описывающий границы идей, возможных для принятия обществом путем постепенного расширения этих границ через рекламу, СМИ, бизнес, политику, законодательные акты. Через такое влияние на массы людей как СМИ, изменяется само общественное мнение в отношении к явлению изначально немыслимому. Стадии перехода: немыслимо   радикально   приемлемо разумно популярно политика норма. Примеры: аборты, нацизм, эвтаназия, ЛГБТ, секс-просвет в школах и детских садах, законы о правах детей против родителей, фабрика суррогатного материнства, геноцид христианства (дехристианизация) в Европе и прочее безумие. И наконец, законы о правах людей на собственное расчеловечивание (трансгуманизм).

 

В России трансгуманистические программы внедряются через IT-компании: «Сбер», «Яндекс», Mail.ru, МТС (с ноября 2019 г. объединившиеся в альянс по развитию искусственного интеллекта); институты «Сколково», ВШЭ, МЭШ, РЭШ («Цифровая школа») и другие организации.

Особое внимание обращает на себя Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 7 августа 2007 г. № 311 “Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года”:

"Внедрение нанотехнологий должно еще больше расширить глубину ее проникновения в повседневную жизнь населения. Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями типа Internet.

Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности, улучшением качества жизни, и таким образом сокращать социальные расходы государства.

Широкое распространение получат встроенные беспроводные наноэлектронные устройства, обеспечивающие постоянный контакт человека с окружающей его интеллектуальной средой, получат распространение средства прямого беспроводного контакта мозга человека с окружающими его предметами, транспортными средствами и другими людьми. Тиражи такой продукции превысят миллиарды штук в год из-за ее повсеместного распространения.

Отечественная промышленность должна быть готова к этому вызову, так как способность производить все компоненты сетевых систем будет означать установление фактического контроля над всеми их пользователями, что неприемлемо для многих стран с точки зрения сохранения их суверенитета. Аналогичной точки зрения придерживаются эксперты стран ЕС в связи с глобальной экспансией производителей электроники из стран Юго-Восточной Азии и намерением США обеспечить себе постоянное технологическое лидерство в этой области. Поэтому в период 2016-2025 гг. следует ожидать очередного усиления роли электроники в жизни общества и быть экономически готовыми к новому витку глобальной конкуренции стран на базе наноэлектронной технологии.

Облик промышленного производства при этом все более будет напоминать микроэлектронно-фармацевтические производства, а не традиционные приборно-машиностроительные производства, существующие в настоящее время."

 

Из Заявления Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Русской Православной Церкви «Постчеловечество в трансгуманизме» (от 04.09.2019):

"Трансгуманизм является логичным итогом развития гуманизма, отвергнувшего свое христианское происхождение, а вслед за ним и абсолютные онтологические основания всей человеческой культуры, что дезориентирует человека в пространстве нравственных ценностей и ведет его к деградации.

Церковно-общественный совет по биомедицинской этике полагает, что идеологический проект трансгуманизма предстает очередной магической попыткой стать богами без Бога, самостоятельно преодолеть свою тварную относительность и абсолютизировать свое бытие, что одновременно обнажает богоборческий дух и приводит к парадоксу на грани иронии над амбициями секулярного человечества: «триумф» человека в достижениях научно-технического прогресса и его стремлении усовершенствовать человека, одновременно низводит человека в положение «устаревшего», и вводит его в пагубный круг перманентного усовершенствования, в конце которого он рискует вообще потерять понимание «человеческого»."

 

Трансгуманистические идеи, делающие невозможным существование человека и человеческого общества, лежат в основе цифровизации. Обратите внимание, у нас сегодня везде говорят об искусственном интеллекте и роботах, о том, что цифра — наш приоритет, а человека как личность, вообще куда-то убрали, отстранили, заменив его словом «биообъект». Планомерным образом в учебных и научных центрах тоже переходят на такое мировоззрение.  Цифра не может заменить человека. Это безумие, шизофрения, какая-то цифровая одержимость! Но люди начинают жить по навязываемым стандартам. И это самое страшное. Сегодня система глобального образования, обработки сознания человека направлена на то, чтобы лишить его возможности самостоятельно мыслить. Для этого и убирали систему знания и понимания и вместо неё вводили так называемые компетенции, креативность и тому подобное, чтобы превратить человека в примитивное, узко заточенное на какую-то определённую задачу существо. Более того цифровая образовательная среда наносит вред психическому и физическому здоровью детей.

Разумеется, проект цифровизации затрагивает в первую очередь сферу образования, ведь там формируются и мировоззрение, и нравственные ценности.

 

НейроНет и ликвидация традиционной системы образования

 

Миллиарды людей сегодня стали постоянными пользователями Всемирной паутины. Мы стали свидетелями того, что за несколько лет в социальных сетях оказались фактически все наши дети школьного возраста и молодежь, так, что они живут как бы в двух измерениях: между реальной жизнью и "виртуальной". Интернет вплелся во многие сферы жизни людей до такой степени, что сетевые технологии изменили естественное мышление у миллионов людей на сетевое. Следующий этап "слиться" с виртуальной жизнью - соединение с интернетом уже всего человека в таком диапазоне, чтобы к сети были подключены его мозг, органы чувств, а в итоге и самое сознание. Этот новый тип интернета - НейроНет, в буквальном смысле проникающий под кожу человека, в самый мозг (то есть идеи трансгуманизма). Рассмотрим, какие процессы уже реализуются на этом пути.

Заглянем в официальную программу НейроНета - «Дорожную карту», внедряющую в жизнь нашей страны идеи и проекты трансгуманизма. «Дорожная карта» НейроНета одобрена Межведомственной рабочей группой при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России 21.01.2021 (Протокол №1). 

 

Выдержки из доклада Отраслевого Союза НейроНет:

"...начинают распространяться нейроинтерфейсы – устройства, позволяющие фиксировать непосредственно мозговую активность и превращать энцефалограмму в управляющие сигналы для игры, отправки сообщений и др. (напр. Emotiv). Уже сейчас эти устройства стоят сравнительно недорого. Можно ожидать, что в течение 5-7 лет дешевые нейроинтерфейсы (по цене хорошей компьютерной мыши) получат массовое распространение как обязательные компоненты ввода-вывода.

…по мере развития и конвергенции нано- и био-технологий, устройства взаимодействия с техносредой могут начинать имплантироваться в виде частей тела или внутренних органов. Развитие подобного рода интерфейсов, совмещенное с широким проникновением дополненной реальности, довольно сильно поменяет привычную среду для работы, учебы, занятий спортом и отдыха."

В целом мы наблюдаем повышение интереса к теме “усилений человека” (augmented human). Причем, рост интереса не является чем-то новым: и сеть создавалась ее авторами как раз для “усиления человека” через человеко-машинный симбиоз. Но именно сейчас технологии ...не просто становятся доступны для среднего класса, но и открывают возможность экспериментов.

Продолжая тренд в будущее, мы ожидаем, что будут развиваться искусственные компоненты психики. Уже сегодня цифровая среда незаметно начинает играть роль внешней психики, забирая у людей ряд привычных функций.

Появляются ...“Новые органы чувств”, доступные через телесные (накожные) электростимуляторы."

 

Идеи гибридизации (слияния) человека и компьютера активно внедряются сегодня в образовательные сферы - школы, ВУЗы. Детей планируется подвергнуть обработке новейшими технологиями нейронета (соединение мозга с компьютером) через нейроинтерфейсы, то есть, фактически дан зеленый свет введению идей трансгуманизма в России. 

Сегодня сфера образования становится главным полем противоборства, потому что в процессе образования можно не только перестраивать сознание детей, а фактически заново формировать его. Одним из главных инструментов для введения трансгуманистических идей в этой области является Нейронет (соединение мозга с компьютером).

Согласно распоряжению Д. Медведева (от 16 октября 2015 г.) программа «НейроНет» реализовывается в разных социальных и образовательных сферах. В дорожной карте Нейронет выделено шесть основных рыночных направлений, среди которых определены в том числе такие сервисы, как "нейрообразование" и "нейроразвлечения".

Проект "Нейрообразование" включает в себя (с официального сайта rusneuro.net):

Евгений Плужник, руководитель рыночной подгруппы «НейроОбразование» РГ НТИ «НейроНет». 

  • Развитие нейроинтерфейсов и технологий виртуальной и дополненной реальности в обучении.
  • Разработка образовательных программ и устройств по нейротехнологиям.
  • Создание устройств для усиления памяти и анализа использования ресурсов мозга.

 

«Образование 2030»

 

Еще в июне 2012 года Агенство Стратегических инициатив (АСИ) представило дорожную карту «Образование 2030». Этот проект в рамках технологического направления «Нейронет», представляет собой упразднение традиционного образования и его замену «цифровым образованием»«цифровой образовательной средой», где детей планируется подвергнуть обработке новейшими технологиями нейронета. 

Два основных автора дорожной карты «Образование 2030» - спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, директор направления «Молодые профессионалы» Дмитрий Песков и профессор МШУ «Сколково» Павел Лукша.

Из дорожной карты: 

Общие форматы для разных уровней образовательной системы (2015-2030): "Интеграция "игровых вселенных" (виртуальных миров) и образования". "Игра как доминирующая форма обучения". "Обучение психотипам (через игры/симуляторы)". "Обучение в группах связано с нейросетью".

Этапы трансформации образования: "IT-компании становятся лидерами глобального рынка корпоративного образования" (2015-2020), "Вторая психоделическая революция", "Обучение на основе симуляций реальности" (2018-2030). "Развитие "телесных" интерфейсов" (2023). "Присутствие в Сети любого объекта в физическом пространстве" (2023). "Школа как игровое пространство" (2020-2030). "Конец традиционной школы" (к 2025). 

«Слом/ликвидация традиционных моделей образовательной системы» (2022-2030): Когнитивная революция. "Алмазные буквари" (персональные образовательные системы с искусственным интеллектом). Сингулярность.

 

Таким образом, дорожная карта "Образование 2030" предполагает обучение через технологии дополненной и виртуальной реальности, обучение в игровой форме в массовых виртуальных мирах, в цифровой копии мира. Согласно дорожной карте, начиная со школы и повзрослев, человек будет жить в виртуальных мирах, виртуальном пространстве (индивидуальные траектории цифрового образования через всю жизнь).

Фактически государство уходит из сферы образования. Проект «Цифровая школа» является переходом системы обучения из сферы государства в сферу обслуживания частного бизнеса. Сам ребенок рассматривается не как личность, а как выращивающийся "конкурентноспособный человеческий капитал". Вместо образования как такового, вместо знаний, вводится система навыков и компетенций (примитивный набор функций, меняющийся в зависимости от потребностей заказчика). Таким образом «Цифровая школа» становится механизмом формирования кастового общества, формированя разных социальных типов, которые будут обслуживать интересы крупных частных компаний. В результате цифровой трансформации образования к 2025 году ожидается фрагментация (расслоение) школ на "элитные", "массовые" и "отстающие"; переход на дифференцированное  обучение для богатых и бедных: дистанционное обучение для "непродвинутых" (бедных) и очное обучение для элит, узкого круга лиц, поскольку оно будет дорогим, а онлайн (дистанционное) - дешевым.

Ключевые положения проекта "Образование 2030" были фактически закреплены в национальном проекте «Образование», утвержденном Правительством в 2018 году, в котором также говорится и об «игрофикации» образования (обучение через виртуальные игры), и об использовании технологии «дополненной реальности» в обучении и т.д. Если мы внимательно прочитаем наш нацпроект «Образование», увидим, что он полностью исключает существование традиционной системы передачи знаний и переводит все обучение на цифровую платформу.

Ключевые результаты национального проекта «Образование» в разрезе основных направлений его реализации к концу 2024 года (с сайта Министерства просвещения РФ):

"Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования." 

  • "29 549 образовательных организаций внедрят цифровую образовательную среду"; 

  • "602 700 педагогов будут подключены к платформе цифровой образовательной среды".

  • 40% педагогов из не менее чем 30% школ будут использовать сервисы цифровой образовательной среды

  • 40% образовательных организаций из числа субъектов РФ будут оснащены компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением;

  • 340 центров цифрового образования детей «IT-КУБ» будут открыты во всех субъектах РФ.

 

Подытоживая, еще раз выделим последствия цифровой революции в образовании: 

1) Человеко-машинный симбиоз: детей планируется подвергнуть обработке новейшими технологиями нейронета;

2) Обучение навыкам вместо обучения знаниям и воспитания критического мышления;

3) Игра планируется как господствующая форма обучения, особенно для «низов»;

4) В премиальном секторе, для элиты, сохранятся «живые учителя», а низшие классы будет обучать искусственный интеллект.

 

 

Пантеизм - мировоззрение, которое лежит в основе построения глобального цифрового общества

 

Выше мы рассмотрели проекты внедрения трансгуманистических концепций в цифровом образовании. Теперь перейдем к рассмотрению трансгуманизма, как современной формы оккультно-пантеистического мировоззрения, созданной специально для цифрового общества.  

Ни для кого не секрет, что мы сегодня живем в таких реалиях, когда Запад имеет многочисленные рычаги влияния на наше государство: и на экономику и на образование. Это обусловлено стремлением хозяев денег (мировой элиты, транснациональных корпораций) к мировому господству. А ведь экономика и образование – это государствообразующие факторы. Мировое господство означает планетарный тоталитаризм. Полное управление всеми сферами общественной и частной жизни, управление мировоззрением общества: мнениями, системой ценностей, вероубеждениями. И вот здесь, основополагающий, культурообразующий, духовно-нравственный и цивилизационный фактор, который является главным препятствием для построения на земле такого тоталитарного режима – это традиционные духовно-нравственные христианские ценности. Потому что для общества с христианским мировоззрением недопустимо принятие того, что является греховным (например принятие культа личности правителя, или отказ от вероубеждений в пользу материальных интересов). Легко управлять людьми, у которых нет тех традиционных духовно-нравственных ценностей, которые бы они отстаивали. Поэтому чтобы обществом можно было управлять, мировая элита стремится произвести слом традиционной системы ценностей. По всему миру развернули огромную кампанию по развращению, дегенерации общества через масс-медиа, голливудскую киноиндустрию, компьютерные игры с аморальными и оккультными (т.е. магическими) сюжетами и образами, ЛГБТ-лобби, законы о правах детей против собственных родителей и наоборот, родителей против собственных детей (легализация абортов) и т.д.  

Все это в совокупности исследователи называют ментальной войной, направленной против традиционных духовно-нравственных христианских ценностей и на изменение мировоззрения в обществе на другое. Какое? 

Одна из главных задач мировой элиты - изменить мировоззрение у критической массы населения на такое, которое бы было лояльно и индифферентно ко многим происходящим на земле процессам, не пыталось бы им противостоять или противопоставлять им себя. Поэтому особое значение они уделяют популяризации пантеистического мировоззрения, имеющее разные наименования и формы: "новая эра" ("Нью-эйдж"), эзотерика, агни-йога, аюрведы, трансцендентальная и интегральная медитация и др. Все они опираются на оккультные учения и практики, взятые из неоиндуизма (медитация, йога, визуализация). Именно для этого мировоззрения характерна относительность, условность всех процессов на земле и размытие смысложизненных ценностей. Доброе и злое, белое и черное, моральное и аморальное оно воспринимает как извечные составные части или проявления некоего единого вселенского целого (всё - одно). В христианстве же эти проявления не имеют общего начала, а наоборот всегда противопоставляются: добро - злу, правда (объективная, а не относительная) - греху. Причем проявление зла было не всегда, а возникло только после того, как произошло грехопадение. У света нет ничего общего с тьмой - учит христианство. 

Пантеи́зм (греч. πᾶν – все и θεός – Бог) - псевдорелигиозно-философское учение, отождествляющее (растворяющее) Бога с космосом, природой, человеком. Еврейский философ-пантеист Спиноза (XVII век) утверждал: «Бог есть природа» (Deus sive natura). Объявляя природу человека божественной, пантеизм призывает пробудить в себе этот "божественный" потенциал, чтобы стать человекобогом, а это цель трансгуманизма, который поставил задачу достигнуть ее путем НБИК-технологий и окультизма. Сейчас мировоззрение пантеизма повсеместно насаждается, рекламируется, популизируется: особенно через восточные практики йоги и медитации, через индустрию развлечений: кино, компьютерные игры, через психологию "нового мышления", через трасгуманистическое движение и связанное с ним оккультное антихристианское мировоззрение "новой эры". Сущность пантеизма состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо растворяет Бога в природе («Бог есть природа»), либо, наоборот, мир в Боге («природа есть Бог»). В пантеизме Бог - не личность, а некая разлитая во всем сила или "космическая энергия", или "всеобщее сознание". Пропагандируя то, что божественной субстанцией является совокупность всего существующего, философия пантеизма все смешивает и размывает, в том числе черное и белое, моральное и аморальное, то есть называет все проявлением одного и того же начала, проповедует, что всё суть одно. Обезличивая Бога и обожествляя все вокруг, пантеизм таким образом представляет собой форму самого изощрённого идолопоклонства.

 

В наступившую эпоху нового технологического уклада, трансгуманизм и тотальная цифровизация стали удобной платформой для внедрения в жизнь людей мировоззрения пантеизма ("цифрового пантеизма"). Именно потому что виртуальная жизнь, виртуальный мир отстраняют, размывают ценности реальной жизни, фактически подменяя настоящюю жизнь ненастоящей, искусственной, где в качестве связующего звена выступает искусственный интеллект.

С каждым годом общество все больше и больше погружается в интернет среду, которая все больше и больше развивается и разрастается. Цифровизаторы уже объявили о создании к 2030 году виртуальной "Метавселенной". Это уже не просто интернет вещей, это интернет всего... 

 

 

Заключение

 

На наших глазах происходит попытка тотального передела мира, "коренная смена парадигмы развития нашей цивилизации" (определение из доклада Римского клуба 2018 г.). Это передел не просто системы экономики, капитализма, а передел всего, всей цивилизации, на всех уровнях: замена традиционного образования на цифровое, передел традиционных ценностей, передел мировоззрения общества на оккультно-пантеистическое.

Рассматривая взаимосвязи глобальных тенденций, развитие событий в мире, можно прийти к следующей взаимосвязи:

В процессе быстростремительной трансформации нашего мира, как звенья (задачи) главной цели – стратегии по изменению человека (его сознания и самой его природы), выступают следующие глобальные программы (условно их можно было бы обозначить как «3D»): 

1. Демонтаж образования: "Цифровая школа".

2. Дегуманизация: Трансгуманизм и ЛГБТ-лобби (раздувание права человека на отказ от собственной человечности).

3. Дехристианизация: Популяризация пантеизма и оккультизма (через антихристианское мировоззрение "новой эры").

Эти программы являются единым процессом глобальной революции ("великой перезагрузки" по Клаусу Швабу), которая в интересах мировых элит формирует совсем другое общество (кастовое) и в корне меняет весь характер отношений между людьми, формирует дегенеративное общество с оккультно-пантеистическим мировоззрением, людей, которыми будет легко управлять.

И что теперь? Катастрофа? Прекрасно сказал митрополит Бориспольский и Броварский Антоний: «В христианском сознании нет катастроф. Есть только одна катастрофа - это отпадение от Бога и от Его церкви. И этого человек должен бояться, и всеми своими силами и с этим бороться, бороться ни с кем-то вокруг, а с самим собой - чтобы этого ни произошло, чтобы не было пустоты в человеческой душе. Без молитвы жизнь невозможна. Молитва это дыхание души (и тела тоже, потому что они связаны друг с другом)».

Нельзя не заметить, что цифровизация всего и вся навязывается обществу под заманчивым предлогом: быстро и удобно; во имя "мира", "безопасности", "здоровья", "комфорта", "облегчения жизни" и т.д. Но ценой выбора человеком этой "легкой", "удобной" жизни будет потеря личной свободы, поскольку процесс тотальной цифровизации параллельно сопровождается все большим сужением границ свободы выбора человека. Постоянно "залипая" в сети, у человека развивается   зависимость от этой системы, он отдает ей свою свободу и утрачивает чувство настоящего, живого. Целый искусственный цифровой мирок, натянутый на глаза, чтобы скрыть правду -  настоящую, реальную жизнь, а не виртуальную. Человеку становится все тяжелее и тяжелее прорваться через неестественный информационный шум, все тяжелее и тяжелее "отлипать" от всемирной паутины, чтобы проводить время в живой, естественной тишине, тишине от бесконечного информационного шума и индустрии развлечений, цель которых отвлекать нас от главного и направлять плыть по одному течению, чтобы все кружились в одной воронке.

Предложенный здесь материал изложен для тех, кто размышляет над происходящим в мире и с нашим народом. Общество, в зависимости от того, что оно выбирает, определяет свое настоящее и перспективу дальнейших процессов. Ключевой момент в этом вопросе: будет ли общество дорожить традиционными вековыми духовными и культурными устоями, опираясь на них при принятии всех важных решений в личной, семейной и общественной жизни. В этом отношении общую ответственность друг перед другом несут все. 

Может об этом пора говорить? В семьях, школах, институтах, за круглыми столами. Это могли бы быть следующие темы:

"Вызовы человечеству в эпоху цифровых технологий: ";

"Сохранение свободы убеждений и вероисповедания перед лицом глобальных технологических перемен";

"Чем грозят новейшие информационные электронные технологии?"

"Традиционное образование - воспитание личности. Нейрообразование - выращивание «продукта» («конкурентноспособного человеческого капитала»);

"Последствия стирания границ между реальной жизнью и виртуальной";

"Человек как личность и человек как «биообъект»;

"Жизнь в «on-line» и жизнь в реальности";

"Трансгуманизм - идеология расчеловечивания".

 

© 2012, SDN